N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

О популярности произведений Льва Толстого в Европе XIX начала XX века.

Интересно полистать старые книги. Темно-коричневые элементы из тисненой кожи красоты необыкновенной! Об этих книгах чуть ниже.


Удивил Макс Нордау (1849—1923). Книга «Вырождение» (Entartung, 1892), глава «Толстовщина».


«Несмотря на поразительные достоинства поэтических произведений Толстого, он не им обязан своею мировою славою и своим влиянием на современников. Его романы, правда, были признаны выдающимися произведениями, но в течение десятилетий и «Война и мир», и «Анна Каренина», ни менее объемистые его повести и рассказы не находили обширного круга читателей вне России, и критика далеко не безусловно восхваляла их автора. В Германии еще в 1882 г. Франц Борнмюллер (Bornmüller) писал о Толстом в своем «Biographisches Schriftsteller — Lexicon der Gegenwart»: «У него незаурядный беллетристический талант, но талант этот не может считаться достаточно разработанным в художественном отношении и находиться под влиянием односторонних воззрений на жизнь и на дух истории». До последних лет это было общее мнение тех немногочисленных иностранцев, которые вообще были знакомы с Толстым. Только его «Крейцерова соната», появившаяся в 1889 году, доставила его имени мировую известность; только этот маленький рассказ был переведен на языки всех цивилизованных народов, распространился в сотнях тысяч экземляров и был прочитан с сильным душевным волнением миллионами людей. С этого момента общественное мнение на Западе отводит Толстому место в первом ряду современных писателей, его имя находится у всех на устах, прежние его произведения, не обращавшие на себя особого внимания, возбуждают всеобщий интерес. Этот интерес распространился на его личность и судьбу, и на склоне лет Толстой, так сказать, в одно прекрасное утро стал одним из главных представителей истекающего столетия. Между тем «Крейцерова соната» в художественном отношении уступает большинству прежних произведений Толстого; следовательно, слава, приобретенная не такими замечательными поэтическими произведениями, как «Война и мир», «Казаки», «Анна Каренина» и др., а значительно позже, и притом внезапно «Крейцеровой сонатой», не могла быть вызвана исключительно или преимущественно художественными достоинствами. Способ приобретения этой славы доказывает, что толстовщина порождена не художником Толстым. Действительно, это течение должно быть в значительной степени, если не вполне, приписано мыслителю Толстому. С нашей точки зрения, следовательно, Толстой-мыслитель гораздо важнее Толстого-художника. »

Хм, к стыду своему, не читала я повести «Крейцерова соната». Обратилась, значит, к тётушке Вики:
««Кре́йцерова сона́та» — повесть Льва Толстого, опубликованная в 1890 году и сразу подвергнутая цензуре царскими властями. Из-за необычного и скандального для того времени характера произведения публикация «Крейцеровой сонаты» в журнале или отдельным изданием была запрещена цензурой. Только после того как жена писателя Софья Толстая получила личную аудиенцию у Александра III, царь неохотно разрешил опубликовать повесть в 13 томе собрания сочинений Толстого. Однако цензурный запрет лишь увеличил притягательность повести, которая задолго до публикации стала распространяться в списках и читаться в частных домах.
В 1890 году американская почта запретила рассылку газет, где была напечатана повесть. »

Вот ведь! В 1890-ом «Крейцерова соната» подверглась жесточайшей цензуре, а в книге Нордау 1892-го года издания утверждается, что именно эта повесть, якобы, принесла Толстому реальную мировую известность. Года не прошло, и на все мыслимые языки перевели, и прочитать успели, и оценить.
А вообще забавно, Нордау считает, что никто в Европе (в Германии? во Франции?) толком и не читал эпопеи «Война и мир», доверились мнению осиливших произведение «немногочисленных» иностранцев:)



Приведу ещё одно мнение современника Толстого, не особо вдаваясь в детали. Автором данной коротенькой рецензии является австрийский доктор философии Рудольф Штейнер (Rudolf Steiner, 1861–1925), работавший главным редактором берлинского журнала «Magazin für Literatur». Штейнер обращает внимание читателей на солидное издание, в котором приведен общий обзор литературы и интеллектуальной жизни XIX столетия. Толстой, мол, там кратко (едва) охарактеризован, а именно как «представитель всей русской духовной жизни»...
In einem Gesamtüberblick über die Literatur und das geistige Leben im XIX. Jahrhundert wird Tolstoj ebenfalls knapp charakterisiert, und zwar als »Repräsentant des ganzen russischen Geisteslebens«Er entwickelte sich vom kraftgewaltigen Erzähler («Krieg und Frieden» 1872, «Anna Karenina» 1877) zum Propheten einer neuen Religionsform, die ihre Wurzeln in einem etwas gewaltsam ausgelegten Urchristentum sucht und die völlige Selbstlosigkeit zum Lebensideal erhebt. Auch in aller Kunst, die nicht auf das menschliche Mitgefühl und die Besserung des Zusammenlebens abzielt, sieht Tolstoi einen überflussi­gen Luxus, dem sich ein selbstloser Mensch nicht hingibt.»
«knapp charakterisiert» – возможно, сожалеет Штейнер об этой чрезмерной, по его мнению, краткости, дело не в этом. Дело в том, что Толстой в этом издании выделен особо (даже с публикацией портрета, в отличие от).

Речь о потрясающем издании, рассказывающем о самых значимых событиях и людях XIX столетия. Я держала в руках третий том ровно пять с половиной минут, но успела глянуть и страницу нужную сфотографировать. Мне было очень интересно разузнать, что же рассказывалось о русских писателях, какие имена упоминались.
Фото из сети

Das XIX. Jahrhundert in Wort und Bild. Politische und Kultur-Geschichte.
Автор: Hans Kraemer. Издательство: Berlin, Leipzig, Wien, Stuttgart: Deutsches Verlagshaus Bong
Том 1: 1795 - 1840
Том 2: 1840 - 1871
Том 3: 1871 - 1899
Том 4: Приложение (Supplementband)

О русских литераторах можно почитать на стр.79-80. Текст.
стр.79 В.Белинский
Große geistige Erschütterungen hat in dieser Zeit auch das russische Geistesleben durchgemacht. Während die ältere russische Literatur in ihren Ideen und Vorstellungen sowie auch in ihren Ausdrucksmitteln sich als Nachahmerin west-europäischer Kultur erweist, vertieft sich jetzt der Volksgeist und sucht aus den Tiefen der eigenen nationalen Wesen­heit heraus sich seine Anschauungen aufzubauen. Auch hier geht die Kritik wieder bahnbrechend voran. In W. Belinskij hat Rußland einen Ästhetiker und Philosophen von großem geistigen Umblick und hohen Zielen. Rein logisch betrachtet entbehrt seine kritische Tätigkeit der Folgerichtigkeit; Belinskij ist fortwährend ein Suchender, der die verworre­nen Vorstellungen und dunklen Triebe seines Volkes zur Klarheit bringen will.

стр.80 Николай Гоголь, Н. Некрасов, Иван Тургенев, Иван Гончаров,  Ф. М. Достоевский, Писсемский и Лев Толстой.
und dunklen Triebe seines Volkes zur Klarheit bringen will. Dabei läßt er sich mehr von seiner sicheren Empfindung als von irgendwelchen abstrakten Ideen leiten. Wie unergründlich tief und zugleich wie träu­merisch-verworren der Volksgeist ist, das beweisen die Schöpfungen Nicolai Gogols, der die furchtbarsten An­klagen gegen sein Vaterland schleudert, aber Anklagen, aus denen eine innige, tiefe Liebe spricht. Ein mystischer Sinn liegt seinem Vorstellen zugrunde, der ihn rastlos vorwärts-treibt, ohne daß er irgendein klares Ziel vor sich sieht. In N. Nekrassow, Iwan Turgenjew, Ivan Gontscharow und in F. M. Dostojewskij arbeitet sich dieser dunkle Drang all­mählich ins Klare. Turgenjew ist allerdings noch stark be­einflußt von westeuropäischen Ideen. Er schildert in zarten Bildern vornehmlich leidende Menschen, die irgendwie mit dem Leben nicht fertig werden können. Gontscharow und Pissemskij sind Darsteller des russischen Gesellschaftslebens, ohne weitere Ausblicke auf eine Weltanschauung. Dosto­jewskij ist ein genialer Psychologe, der in die Tiefen des Seelenlebens hinuntersteigt und in glänzenden, zuweilen allerdings grausigen Bildern das Innerste des Menschen ent­hüllt. Sein «Raskolnikow» wurde in ganz Europa als Mu­ster psychologischer Darstellung empfunden. Ein Repräsen­tant des ganzen russischen Geisteslebens ist Graf Leo Tolstoi.
Er entwickelte sich vom kraftgewaltigen Erzähler («Krieg und Frieden» 1872, «Anna Karenina» 1877) zum Propheten einer neuen Religionsform, die ihre Wurzeln in einem etwas gewaltsam ausgelegten Urchristentum sucht und die völlige Selbstlosigkeit zum Lebensideal erhebt. Auch in aller Kunst, die nicht auf das menschliche Mitgefühl und die Besserung des Zusammenlebens abzielt, sieht Tolstoi einen überflussi­gen Luxus, dem sich ein selbstloser Mensch nicht hingibt.


Adolf Menzel.jpg«Крейцерова соната» (само собой) в этом издании не упоминается.

Ниже на этой же странице две строки уделены Венгрии, названы Maurus Jokai, австрийско-венгерский поэт Ludwig Doczi и Imre Madach, автор стихотворной философской драмы «Трагедия человека».
Шесть строк уделены итальянцам, шесть строк на восьмерых: Giosuè Carducci (лауреат Нобелевской премии по литературе 1906-го года, но это случится позже), певец огненной чувственности Lorenzo Stecchetti, драматург Pietro Cossa, описывающий жизнь на Сицилии Giovanni Verga, поэты Guido Mazzoni и Ada Negri, драматурги Felice Cavallotti и Emilio Praga.

Так стоило ли сокрушаться о краткости характеристики творчества Толстого?:) Авторы чуточку хитрят, а до первоисточников мало кто из читателей добирается. Чуть больше внимания в данном обзорном труде уделено разве что Франции (чуть больше имён названо) : Шарль Бодлер, Густав Флобер, Эмиль Золя, Альфонс Доде, Ги де Мопассан, ещё несколько имен. Так то Франция, сосед номер один.
Tags: тема, фото
Subscribe

  • Фриц фон Уде, картина «Принцесса луга».

    Fritz von Uhde (1848-1911), «Heideprinzesschen». 1889. Staatliche Museen zu Berlin. Помимо того, что он был художником, Фриц фон Уде…

  • Рыжий март.

    стихи оглянуться не успеешь – снова лето, длинным прочерком зима в углу тетради, и ни строчки, ни полстрочки, а по свету бродит Март с…

  • ><((((o>

    «Ремикс» не ремикс, с терминами сложно. Это называется «оборотка». Под обороткой понимают стихотворный ответ, в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments