N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Category:

Сено-солома. Стога на картинах Милле, Моне, Ван Гога. Загадочное.

Музей Барберини в Потсдаме открылся в 2017-ом году. В 2013-ом было принято решение восстановить здание дворца Барберини, разрушенного при авианалете в 1945-ом, и использовать помещения в качестве выставочных залов. Строительство спонсировал меценат Хассо Платтнер. Музей в Потсдаме Платтнер построил для своего художественного собрания. DW в январе 2017 писала: «Миллиардер подарил Германии новый музей.»
Февраль 2020: Стог сена перед зданием музея символизирует знаменитую серию картин Клода Моне (1840—1926).



В моей ленте на днях вдруг оказался перепост темы о современном искусстве (тема 2015 года), в которой задаются по-прежнему волнующие людей вопросы: Кому это все надо! Цаки-тараки, все это дрянь! «Для кого? Кто потребитель этого искусства? Искусствоведы?»
Осуждению подвегся условный постмодернизм и все прочие нарушители внутренней гармонии. Моё внимание привлёк данный комментарий:


Мне показалось вдруг, что про «Стога Мане» стоит поговорить, есть о чём :)
Речь, конечно, о картинах Клода Моне.
Как отличить Моне от Мане? Помните (?): Быстрые и светлые мазки, яркие краски и изображение природы – Моне. Смурые цвета, черные контуры и грустные люди – Мане.
Museum Barberini в Потсдаме с февраля 2020 года организовал самую большую выставку Моне в Германии «Monet. Orte»

Центральное место выставки занимает картина «Стога сена» (1890). В мае 2019-го она была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 110,7 миллиона долларов (102 миллиона евро). Это рекорд аукционной цены для картин данного художника, самый дорогой Моне в мире. Полотно Моне стало первой в истории картиной импрессионистов, которую продали на открытых торгах более чем за 100 миллионов долларов. Владельцы картины, выставившие ее на торги, приобрели полотно в 1986 году за 2,53 миллиона долларов. Новым владельцем картины стал Фонд Хассо Платтнера.


Claude Monets Der Getreideschober, 1890
Aus der Sammlung Hasso Plattner. Museum Barberini
Öl auf Leinwand, 73 x 92,5 cm.

Картину называют иконой импрессионизма (eine Ikone des Impressionismus). «Стога сена» — одна из самых известных серий Клода Моне. В нее входят 25 картин, написанных в 1890/91 годах недалеко от дома художника в Живерни. 17 работ из этой серии находятся в музеях, остальными владеют частные коллекционеры.

Куратор выставки Daniel Zamani объясняет:
«Долгое время объекты на картинах Моне считались стогами сена (Heuschober). Однако исследователи выяснили, что это не стога, а необмолоченное зерно (пшеница, ячмень или овес), покрытое соломой для защиты от сырости и влаги». После уборки урожая собранные колосья подвергались обмолоту. Зерно отделялось от стебля. Однако, во времена Моне не в каждой деревне была своя молотилка. Крестьянам часто приходилось ждать несколько месяцев, пока молотилка прибудет в их деревню. Для того, чтобы защитить собранный урожай от непогоды, крестьяне сооружали остроконечные скирды/кипы, вдохновившие Моне.
Ранее другие художники изображали подобные стога (die mächtigen Getreideschober). К примеру, пейзажисты барбизонской школы, ниже у меня тема о картинах Жана-Франсуа Милле с прекрасными примерами. В статье Das sagen die Besucher zur großen Barberini-Schau (pnn.de) называются еще имена импрессиониста Камиля Писсарро и Винсента Ван Гога.
«Nach der Ernte folgt in der Landwirtschaft das Dreschen. Dabei werden Korn und Halm voneinander getrennt. Nicht jedes Dorf besaß jedoch zu Monets Zeiten eine eigene Dreschmaschine. Oft mussten die Bauern mehrere Monate warten, bis ein Drescher in ihr Dorf kam. Um das wertvolle Material bis dahin vor Umwelteinflüssen und Schimmel zu schützen, legten die Bauern mit großer Sorgfalt jene Stapel mit spitzer Kuppel an, die Monet so faszinierten.»


Но вернусь приведенным выше комментариям, в теме 2015-го года обсуждалось в том числе и интервью с историком культуры Михаилом Ямпольским (postnauka.ru 2015).  Актуальнейших вопрос в свете нынешних угнетающих реалий, инсталляций, перформансов ит.п.  Отрывок о том, чьё мнение имеет решающее значение в вопросе, что считать искусством:
«Поэтому и нужен искусствовед, который может прийти и сказать, что этот внехудожественный жест (писсуар Дюшана) отныне включается в область, которую мы называем искусством.

— То есть важен эксперт, а не зритель, потому что, если не будет эксперта, будет зритель. Остается ли это искусством? Это же разные вещи.

— Это вещи разные, но очень связанные. Потому что зритель идет в музей или на выставку…

— Потому что ему сказали, что это искусство?

— Потому что искусство существует не только как результат индивидуального творчества. Для того чтобы что-то попало в зону внимания зрителей, оно должно быть легитимизировано через заключение экспертов, кураторов, через институции, которые согласны это выставить. Первоначально именно они признают это нечто произведением искусства. Есть разные зоны легитимации, например те, что связаны с властью. Так, в XIX века вся академическая живопись проходила через салон, который был связан непосредственно с императорской или республиканской властью во Франции. Академия была очень тесно связана с салоном, функционировала под эгидой государства. Это была одна форма легитимации. Достаточно было того, что министр что-то отметит и комиссия разрешит произведению войти в салон. Так работали художественные институции и при советской власти.

Потом возникает то, что Пьер Бурдье называет champ, то есть «поле». Оно отличается тем, что легитимация в нем осуществляется самим сообществом. Сами художники должны признать нечто искусством, и министр им не указ. Champ постепенно начинает доминировать, поэтому сегодня Мединский может сколько угодно нам говорить, искусство ли это или нет. Он утратил силу легитимации. Зритель — это не что-то автономное. Зритель — это часть институционального функционирования того, что мы называем искусством. Он должен прийти на выставку, потому что он читал об этом, потому что ему говорят, что это важные художники или очень интересные...»



Tags: картины, тема
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments