N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Лунное стекло. Средневековые окна в живописи и в архитектуре. Замок Кохем. Тирольские штубе (Stube).

Лунное стекло. История средневекового оконного стекла в архитектуре и живописи. Из таких округлых стеклышек диаметром 6-15 см с помощью свинцовых оправ набирали целые окна.
На этих фотографиях окно в Охотничьей замка Кохем. Фото 2016 года.
C18.JPG C18.JPG

Вид с внутреннего двора замка. Это и есть самое любопытное — посмотреть, как окно выглядит снаружи и изнутри.
C18.JPG




Придется сказать несколько слов об истории замка. Справа фото 2016 года, вид на замок с моста. Потрясающей красоты вид.


2016 год.


Замок Райхсбург Кохем (Reichsburg Cochem) – бывшая таможенная крепость города Кохем. Замок стоит на высоте 100 метров над уровнем реки Мозель. Мозель некогда был главным водным транспортным путем, связывающим Германию и Францию. Благодаря великолепным реставрационным работам, проводившимся в послевоенные годы, замок выглядит как новенький, хотя это один из старейших немецких замков, ведущих свою историю с XI века. Есть неподтвержденные сведения, что замок был основан в 996 году или около 1020 пфальцграфом Ezzo. В 1688 году в период Войны за Пфальц войска короля Людовика XIV (известного в народе как «король-солнце») вторглись в долину Рейна и Мозеля. В мае 1689-го французы подожгли и взорвали Райхсбург, подобная судьба ожидала практически все оккупированные французскими войсками средневековые замки, возвышающиеся над Мозелем и Рейном. В следующий раз французские войска наведались в эти места ровным счетом лет через сто, во времена Французской революции, но в кохемском замке всё было разрушено до них, ещё в XVII веке. Долгие годы руины замка служили жителям Кохема источником для добычи камня, использовавшегося в том числе и для восстановления города. Пруссия вступила во владение руинами замка Кохем лишь после Венского конгресса 1814—1815 г.г.
Восстановление средневековых замков на юго-западе Германии началось в XIX веке. В ходе планирования строительства железной дороги вдоль реки Мозель окрестности Кохема привлекли внимание тайного коммерческого советника Луи Жака Равене (Louis Fréderic Jacques Ravené), который выкупил руины над Кохемом и в период с 1868 по 1877 финансировал реконструкцию и возведение построек в неоготическом стиле в качестве летней резиденции для своей семьи. Сын Луи Жака Равене, Луи Огюст Равене, собрал в замке Кохема богатую коллекцию произведений искусства, но большая часть коллекции была уничтожена во время Второй мировой войны. В 1942 году Луи Огюсту Равене пришлось продать замок прусскому министерству юстиции. После Второй мировой войны в 1947 году замок перешёл к земле Рейнланд-Пфальц, в нём была открыта административная школа. В 1978 году город Кохем купил замок за 664 000 немецких марок, сегодня его владельцем является Reichsburg GmbH.





Охотничья спроектирована в стиле поздней готики. На стенах охотничьи трофеи из окрестных лесов. Эксурсовод обращает внимание на огромные старинные оловянные кубки, на количество потребляемого вина и предусмотрительно сконструированную замочную скажину богато украшенной двери: отстоящий от замочной скважины на приличное расстояние желоб не позволяет ключу промахнуться, даже если вкушающий вина слегка увлекся:


Хотя мой рассказ про окна, но где окна, там и двери. Не могла мимо пройти.



Готическая или женская комната замка Кохем. Вид из окна. Лунное стекло в сочетании с витражами.



Внутренний двор замка Кохем.


Заглянем в распахнутые окна, которые видны на фахверковой галерее.





Виден в распахнутое окно вот такой высоты, вот такой красоты домик привратника.



Я рассказала о замке Кохем исключительно для того, чтобы обратить внимание на историю появления привлекательных и радующих глаз «средневековых» окошек, воссозданных стелодувами XX века. Воссозданных, само собой, по мотивам, в лучших традициях и с огромным стеклодувным мастерством. А сохранились ли где-то настоящие старинные средневековые окна?

Первые застеклённые окна появились в эпоху Римской империи. Во время раскопок в Помпеях были найдены литые стекла размером до 70 см. Римлянами было разработано и прозрачное выдувное оконное стекло. Прогресс в развитии строительных технологий, таких как центральное отопление и стеклянные окна, совпадает с расширением Римской империи в Галлии и Германии. Только в регионе сегодняшней федеральной земли Баден-Вюртемберг археологами подтверждены находки более 1000 римских стеклянных окон, которые располагались не только в домах состоятельных граждан или излюбленных римлянами банных комплексах, но и в солдатских казармах, и на сторожевых башнях. В дополнение к военным строителям и другим специалистам по строительству у каждого легиона также был свой мастер оконного стекла (Neben Militärbaumeistern und weiteren Bauspezialisten verfügte jede Legion auch über einen Fensterglasermeister) С падением Римской империи знания о технологии строительства римских домов были утрачены. (с) Hermann Klos DIE HISTORISCHE ENTWICKLUNG VON GLASFENSTER VERSCHLÜSSEN IN MITTELEUROPA.


Раннее Средневековье (период после падения Западной Римской империи V-XI века) и Высокое Средневековье (XI—XIV века). Стекло на протяжении веков использовалось исключительно для культовых сооружений, храмов и церквей (к примеру, в соборе Святой Софии в Константинополе). Письменные источники того времени в основном посвящены священным темам и редко содержат информацию о деталях в светских зданиях. Достоверной информации о наличии застекленных окон в королевских резиденциях, а также в монастырских постройках конца 1-го тысячелетия не сохранилось. Немецкие стекольщики были впервые упомянуты в 9 веке (Lerner, 1981). Первые стекольные производства (Glashütten) в Германии относятся к 10 веку. Считается, что они работали только для монастырей и церквей. Первые гильдии стекольщиков зарегистрированы в 1156 году в Кёльне.

Как один из самых ранних примеров использования оконных стёкол в замковых и королевских резиденциях называют замок в городе Бад-Урах на Круглой горе (auf dem Runden Berg), построенный в IX веке на руинах франконской аристократической резиденции. Стекла имели форму ромба с длиной ребра от 8 до 10 см. Там были найдены лишь небольшие осколки преимущественно голубовато-зеленоватого цвета. Но точно датировать подобные находки очень сложно.

Позволить себе такую роскошь, как застеклённые окна, могли лишь очень состоятельные граждане, остальные выходили из положения, используя для окон подручные средства: пергаменты, обработанные воском или смолой ткани, циновки, бычий пузырь, шкуры животных, алебастр и др. материалы. Окна закрывались деревянными ставнями. Ставни (или вставни) для утепления обивались сукном или войлоком, они могли быть глухими или со слюдяными оконцами.

Историки отмечают достаточно тёплый климат в Европе в период между 900 и 1300 годом (хроника рассказывает о цветущих в январе деревьях) и существенное похолодание в эпоху Возрождения. Изменение климата привело к усилению мер теплозащиты. Малый ледниковый период, который начался около 1550 года и длился примерно до 1850 года, обусловил и широкое распространение оконного стекла.

Butzenscheiben (Nabelscheibe, Ochsenauge, Mondscheibe oder scherzhaft als Flaschenboden bezeichnet) – стеклянные диски с пупырышкой в центре, лунное стекло, иногда их называют «воловий (бычий) глаз» или «бутылочное дно». Во Франции и в Германии лунное стекло появляется к середине XIV века. Существует запись о том, что в 1330 году некому Philippe de Cacqueray,  как «изобретателю», было дано разрешение на создание «Verrerie grosse», фабрики по производству лунного стекла:
«...in der ersten urkundlichen Erwähnung, einem Privilegium Philipps VI. von Frankreich in der Bibl. Nat. in Paris, ist von der Mondscheibe (verre à boudine) die Rede. Darin wird einem Philippe de Cacqueray, Sieur de Saint Immes, als dem „Erfinder“, im Jahre 1330 die Erlaubnis zur Errichtung einer „Verrerie grosse“, einer Mondglashütte, erteilt». Источник информации: Edouard Garnier, Histoire de la verrerie et de l’émaillerie, Tours 1886. Источник цитаты: rdklabor.de.

Средневековые художники пытались воспроизвести реальность почти с фотографической точностью. В 1-й половине XV века в южных Нидерландах и Рейнских областях стеклянные диски Butzenscheiben компоновались ровными рядами, как можно увидеть на картине «Благовещение»  — левая створка утраченного триптиха работы Яна ван Эйка (ок. 1436/7, картина в 1850 году была куплена Николаем I у короля Нидерландов, после чего переведена на холст, находилась в собрании петербургского Эрмитажа, местонахождение в настоящее время: Национальная галерея искусства, Вашингтон)



Дрезденский триптих Яна ван Эйка Галерея старых мастеров, Дрезден. 1437 год.
Фрагмент правой панели Дрезденского Триптиха, на котором изображена святая Екатерина Александрийская.




На картинах Яна ван Эйка (ок. 1385-1441) можно рассмотреть четырехугольные промежутки между стеклянными дисками в свинцовой оправе. Со 2-ой половины XV века, такая компоновка встречается всё реже, ряды сдвигаются друг относительно друга на половину диаметра, и промежутки получаются треугольными, как на иллюстрации к биографии императора Максимилиана I «Der Weißkunig». Художник из Аугсбурга Ханс Бургкмайр (1473 — 1531).
Kaiser Maximilian I (1459–1519) in der Werkstatt Burgkmairs.
Holzschnitt, um 1514–16, von Hans Burgkmair d. Ä. (1473–1531).
Illustration zu der Selbstbiographie Maximilians “Der Weißkunig”.

На ксилографии 1514/16 года ряды Butzenscheiben сдвинуты друг относительно друга на половину диаметра в горизонтальном направлении.



У Дюрера окна с солнечными зайчиками на стенах.
Albrecht Dürer (1471-1528)  Hl. Hieronymus im Gehäus, 1514 Kupferstich




Лукас Кранах Старший (1472-1553).
«Мезальянс» (другое название «Расплата») 1532. Национальный музей, Стокгольм.



Методика создания окон с использованием стекла в свинцовой оправе была весьма разнообразна. Кусочки стекол нарезали в виде правильных геометрических фигур, квадратной, прямоугольной формы, наиболее часто в форме ромба. Такие окна можно увидеть, к примеру, на картинах Яна Вермеера (1632-1675) или Адриана ван Остаде (1610-1685).
Адриан ван Остаде (1610-1685) — голландский художник эпохи барокко, представитель бытового жанра.
«Скрипач» 45 х 42 см, 1673 год. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.
«Деревенские музыканты», 1645 год. Петербург, Эрмитаж.



Неизвестный художник, предположительно, Johann Jakob Sulzer (1631 (?) -1665). Картина находится в Швейцарском национальном музее в качестве депозита.
«Die Familie des Vogtes von Greifensee am Tisch». Öl auf Leinwand eines unbekannten Künstlers, 1643.


Окно с раздвижными створками и витражами. Лунное стекло компонуется со сдвигом в горизонтальном направлении. На фоне вечернего неба стеклянные диски напоминают тысячу лун. За круглую форму эти стекла и назвали лунными.





Самюэл Диркс ван Хогстратен (Samuel Dirksz van Hoogstraten; 1627-1678) — ученик Рембрандта, голландский живописец, график, литератор и теоретик искусства. «Старик в окне», 1653. 111 × 86,5 см. Kunsthistorisches Museum Wien.
На этом окне лунное стекло сдвинуто на половину диаметра по вертикали. Картина была написана в Вене.




В XVIII веке лунное стекло «вышло из моды», но в XIX вернулся интерес к Средневековью и к окнам с Butzenscheiben. Это была попытка вернуть «старинную немецкую атмосферу». К сожалению, это привело к тому, что во 2-й половине XIX-го века люди презрительно говорили о «Butzenscheibenromantik» и «Butzenscheibendichtung» (Dichtung - поэзия).


Старая канцелярия в городе Уберлинген (Überlingen) — город на северном берегу Боденского озера, районный центр земли Баден-Вюртемберг. Год постройки: 1598-1600. В настоящее время в здании расположен городской архив. История про окно 1600-го года.
Немецкий художник Max Thedy (1858-1924) 120 лет назад изобразил на своей картине окно Старой канцелярии, которое (вместе с парным симметрично расположенным окном) является одним из самых старых сохранившихся окон возрастом более 400 лет. Окно находится слева от входа в здание, рама выполнена из еловой древесины. Справа: актуальное фото 2006 года.
„Alte Stadtkanzlei“ auf dem Münsterplatz, Überlingen.



Окна на фасаде Старой канцелярии в Уберлингене изобразил шведский художник Thure Nikolaus Freiherr von Cederström (1843-1924).
Amtsraum mit Fenstergruppe zum Münsterplatz im Erdgeschoss der Alten Stadtkanzlei, September 1885; Öl auf Leinwand, 56,3 x 91,3 см. Справа: актуальное фото.



Ещё одна картина, на которой Max Thedy представил интерьер «Reutlingerhaus», Lindenstrasse 9, дом построен в 1590 году и находится прямо напротив Старой канцелярии. Дом сохранился, но окна были модернизированы, остались фотографии начала XX века. Информация об окошках в Уберлингене взята из обзора, автором которого является Dipl.-Ing. Volker Caesar.






Родт-под-Ритбургом. В земле Рейнланд-Пфальц существует коллекция старых окон, по состоянию на 2006 год эта коллекция насчитывала 165 окон, две трети из которых были сохранены в комплекте с рамами и фурнитурой.  На фото два интересных окна.  До 1991 года они находились на первом этаже фахверкового дома ок.1601 года постройки, на улице Weyherer Straße в Родте-под-Ритбургом. В 1991-ом они были заменены пластиковыми и вывезены для утилизации («In jenem Jahr wurden sie ungenehmigt ausgebaut, um als Abfall entsorgt zu werden» (с) Aus der Sammlung historischer Bauteile Schiebefenster aus der Pfalz)
Zwei Fenster aus dem Wohnhaus Weyherer Straße 4 in Rhodt unter Rietburg.
В общем, чуть не  уничтожили 400-летние окна в 1991-ом году при замене на пластиковые. Очень хорошо видно состояние свинцовой оправы и рамы.







И ещё один интересный пример хотелось бы привести. Эти фотографии сделаны в 2018-ом году в залах Тирольского музея народного искусства в Инсбруке (Volkskunstmuseum Innsbruck, Tirol, Österreich). В коллекции музея находятся типичные для Северного и Южного Тироля  Stube, средневековые отапливаемые гостиные комнаты (слово происходит от ahd. stuba, родств. англ. stove  — плита, печка).
Можно зайти внутрь, посидеть на лавочке, посмотреть на свет через такие романтичные окошки. Стеклянные элементы, их ещё называют Tellerscheibe (тарелки), в виде шестиугольников: Fenster mit sechseckigen mundgeblasenen Butzenscheiben.

Stube aus dem Johannes-Hof bei Villande s, Eisacktal, um 1500.
C17.JPG C17.JPG







Stube aus Caldes bei Malè.


Это плита (печь), которая и определяет название подобных помещений Stube. Стоит заметить, что в туристических брошюрах обычно рекламируются «крестьянские дома в Тирольском музее народного искусства», но на самом деле представленные в музее Stube вовсе не относятся к крестьянскому быту (3.gifпри такой датировке да с такими-то элегантными застеклёнными окнами — это важно понимать, что не крестьяне в таких гостиных отдыхали). Подобные отапливаемые помещения в средние века имели статус комфортных и располагались в замках, монастырях, и только потом, гораздо реже и позднее на историческом отрезке времени, появлялись в крестьянском хозяйстве.  Stube часто была единственной отапливаемой комнатой, особенно зимой.



В сети есть вот такая фотография, где ученики 7-ого класса пишут коротенькое сочинение, сидя на этих старинных лавочках и глядя в «средневековые» окошки. Атмосфера должна пробудить фантазию. Тот самый уголок, что на моей фотографии, только сковороду убрали со стола.
(с) tirol.orf.at In 500 Jahre alten holzgetäfelten Bauernstuben des Tiroler Volkskunstmuseums verfassen Siebentklässler kurze Texte.



Процесс изготовления лунного стекла.
Tags: старинные замки, тема, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments