N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Category:

Дом Каммерцеля. Страсбург. Резная скульптура XVI века на фасаде фахверкового здания.

Это уникальное здание является одним из самых красивых фахверковых домов, относящихся к поздней немецкой готике. Дом Каммерцеля (фр. Maison Kammerzell) часто сравнивают с соляным домом (Salzhaus) во Франкфурте-на-Майне, но соляной дом сгорел в 1944-ом, а этот почти без потерь пережил обстрелы, бомбежку, пожары и в 1870-ом, и в 1944-ом.
Мои фотографии не слишком информативны, но (с миру по нитке) удалось собрать и рассмотреть основные детали. Женская фигура, одна из трёх, символизирующих христианские добродетели — Веру, Надежду и Любовь. Это (полагаю, вы догадались) Надежда.


В здании насчитывается 75 окон с лунным стеклом (нем.«Butzenscheiben» или «Mondscheibe», фр. «Cul-de-Bouteille»). У каждого есть возможность посетить ресторан и, выглянув в окошко, полюбоваться на площадь и собор. Очень сложно сосредоточиться и присмотреться к деталям, каждый раз обещаешь себе разобраться в этом огромном множестве персонажей, смыслов и символов средневековой архитектуры. Здание с роскошной резьбой на фасаде с 1988 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Дом Каммерцеля находится на северной стороне Münsterplatz рядом со Страсбургским собором, о котором нужно говорить отдельно :) Собор за кадром справа, а на переднем плане мальберты художников.


Собор огромен, на его фоне дом словно паж, сопровождающий его королевское Высочество.




Дом всегда всегда принадлежал богатым торговцам и назван по имени бакалейщика из Вюрцбурга Филиппа-Франсуа Каммерцеля, который был его владельцем в начале XIX века. Здание 1427 года постройки несколько раз перестраивалось, первый раз в 1467 году. С 1467 года до наших дней сохранился каменный цокольный этаж. В 1571 году здание приобрел продавец сыра Мартин Браун, который в 1589 году достроил три этажа с богатым резным фасадом. К середине XIX века деревянные фигуры можно было распознать только по их доспехам (Figuren nur noch an ihren Rüstungen zu erkennen). Фасад был полностью восстановлен благодаря реставрационным работам, проведенным с 1887 по 1889 год.  Реставраторы руководствовались изображениями немецких художников Виргиля Солиса (Virgile Solis, 1514-1562) и Ханса Бургкмайра (Hans Burgmair, 1473-1531).


La Maison Kammerzell, 1873 Karl Weysser (1833-1904).
Размер: 47 x 34,8 cm, 35,2 x 24,3 cm
Strasbourg, Cabinet des Estampes et des Dessins Photographie © Musées de Strasbourg



Самыми внушительными резными фигурами являются три христианские добродетели — Вера, Надежда, Любовь. На первом этаже (не считая цокольного) изображена Любовь с детьми и пеликаном, на втором — Надежда с птицей феникс (птица внизу, не вошла в кадр), на третьем — Вера с грифоном. Источник фото:  crdp-strasbourg.fr, monumentum.fr.
0 crdp-strasbourg.fr 2.jpg DS1.JPG
Феникс — аллегория воскрешения. Спутник милосердной Любви — пеликан, который, согласно древнему преданию, мог разорвать клювом свою грудь, чтобы накормить голодных птенцов собственной кровью. О символизме грифона сказать несколько сложнее, у Данте грифон является символом двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе.

Помимо этих трёх популярных и узнаваемых фигур  фасад Дома Каммерцеля украшают множество персонажей. Первый этаж: две группы по три человека представляющие христианскую эпоху. Второй этаж:  две группы по три человека из классической античности. Верхний этаж: две группы по три человека (3 мужчины и 3 женщины) из Ветхого Завета.
Neun Helden. Neun Heldinnen.
Цитата из вики:
«Девять Достойных — персонификация идеалов рыцарства и вооружённой добродетели в средневековой христианской (католической) традиции. Девять человек, избранных в качестве образа для подражания всем европейским дворянам, которые обязались с оружием в руках стоять за веру. Среди девятерых достойных: три праведных язычника — Гектор, Александр Великий и Юлий Цезарь, три честных иудея — Иисус Навин, король Давид и Иуда Маккавей, и три добрых христианина — Король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский.

Впервые были описаны Иаковом Ворагинским, среди других святых и праведников, в «Золотой легенде» в 1312 году. По другой версии, излагаемой Й. Хёйзингой, впервые описаны в поэме «Обеты павлина»  Жака де Лонгийона в том же 1312 году. С тех пор их жизнеописания изучались всеми молодыми людьми, готовящимися к посвящению в рыцари.

Образ девяти достойных был частым мотивом в средневековом искусстве Западной Европы (преимущественно в скульптуре и живописи) начиная с XIV века. Также они известны под названиями «Девять принцев», «Девять храбрых» (во Франции), «Девять героев», «Девять мужей славы» (в русском переводе «Дон Кихота»). Изучение жизни, подвигов и храбрости каждого из них считались отправной точкой в формировании мировоззрения того, кто собирался стать рыцарем.»

В средневековье были выбраны помимо девяти достойных героев-мужчин также и девять достойных женщин:
Легендарные римские матроны V-VI века до н. э. Лукреция, Ветурия, Виргиния.
Знаменитые библейские женщины, благочестивые израильтянки, спасительницы своего отечества Есфирь, Иудифь (Юдифь), Иаиль.
Св. Елена Равноапостольная (ок. 250—330, мать римского императора Константина I), Св. Бригитта Шведская (1303 — 1373, католическая святая, основательница ордена бригитток, покровительница Европы), Св. Елизавета Венгерская (1207 — 1231, с ней связывают одну из христианских легенд о чуде с розами).

Имена девяти достойных были очень широко распространены в Германии благодаря гравюрам немецкого художника эпохи Северного Возрождения Петера Флётнера (1485— 1546).








— На самом верху — король Давид и Иуда Маккавей (источник: wikiwand.com), на уровне окон верхнего третьего этажа — герои Ветхого завета.
— Король Артур (источник: crdp-strasbourg.fr)
— Фото с львиной головой. Лев держит крюк для подъема, Афина.(источник: wikiwand.com)


Это я попыталась сфотографировать боковой фасад.



Фрагмент. На уровне окон первого этажа (не считая цокольного)  можно видеть добрых христиан: короля Артура и Готфрида. Карл Великий, надо полагать, правее (виден на полном фото ↑).


Правее Готфрида — Св. Елена и Св. Бригитта. Фото из вики.





Угол здания, рассмотрим женские фигуры слева от каждой из трёх христианских добродетелей.
На уровне окон первого этажа (не считая цокольного) из группы добрых христиан: Св. Елизавета Венгерская (Elisabeth von Thüringen)
На уровне окон второго этажа  из группы римских матрон классической античности: Виргиния (Virginia)
На уровне окон третьего этажа героиня Ветхого Завета: Иаиль (Jaël)


На боковом фасаде дома можно видеть фигуры музыкантов, ангелочков-путти. Всего 16 музыкантов, играющих на различных популярных музыкальных инструментах. Вверху: мандолина, варган, вокал, колёсная лира, орган (Mandoline, Maultrommel, Gesang, Drehleier, Orgel darstellt).
Средний ряд: барабан, лютня, треугольник, скрипка, волынка, виола да гамба (Trommel, Laute, Triangel, Violine, Dudelsack, Gambe (Kniegeige)).
Нижний ряд: труба, тромбон, флейта, арфа и шалмей (Trompete, Posaune, Querflöte, Harfe und Schalmei (Spielpfeife))

Виола да гамба. Путти в типичной немецкой шляпе с пером.




Обратите внимание на фигуру ребенка с лошадкой на палке (Steckenpferd) рядом с Любовью. Это фигура 10-летнего ребенка, первая из группы фигур, изображающих возраст человека. Рядом на лицевом фасаде изображены юноша с ловушкой (Fallen) в возрасте 20 лет, далее 30-летний молодой человек с плетью (mit einer Peitsche), 50-летний в состоянии Stillstand и 90-летний, как повод для насмешек для молодых (im neunzigsten Lebensjahr zum Gespött der Jugendlichen wird). 100-летие предполагает лишь надежду на милость Господню, на фасаде можно увидеть изображение черепа.

На данной фотографии видны две женские фигуры, с зеркалом и с фруктом. На уровне первого этажа изображены пять чувств: зрение, вкус, обоняние, слух, осязание (Gesicht (Augen), Geschmack, Geruch, Gehör, Gefühl). Зрение  представлено женщиной с зеркалом в руке (справа от фигуры, изображающей Любовь, надпись:  Das Gesicht — лицо, глаза), обоняние — женщиной с цветком, чувство вкуса символизируют кубок в руке женщины и корзина с фруктами, слух — музыкальные инструменты, чувство осязания — птица и черепаха ( Deutsches Museum пишет о пауке, но я вижу там птицу в руках: Tastsinn Spinne und Schildkröte).
Источник фото: ЖЖ france-guide.


Deutsches Museum сообщает, что пять чувств изображены в соответствии с циклом работ художника Tobias Stimmer (1539-1584).
Чтобы разглядеть черепаху, нужно увеличить фото справа (фото из сети).




На лицевом фасаде представлены зодиакальные знаки:
Верхний ряд: Водолей, Рыбы, Овен, Телец. Источник: reisetipps-elsass.com


Средний ряд: Близнецы, Рак, Лев, Дева.
Нижний ряд: Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог. Источник: nouvellefeuille.canalblog.com




Внутри здания находится гостиница и ресторан, в котором подают, как минимум, потрясающе оформленное меню. Это вариант из 90-ых, художник J. Cramer. Справа моя фотография, ничем особо не примечательная, кроме зеленоватого света в окошках под крышей.




Внутренее оформление: винтовые лестницы, витиеватые светильники, окошки с лунным стеклом и фрески Лео Шнуга (1878—1933), выполненные в манере рейнских художников XVI века изображены корабль дураков и танталовы муки голода и жажды. Фото из сети.



Пеликан, кормящий птенцов своей кровью. Дом Каммерцеля. Резная скульптура ок. 1589 года (реставр. 1887/89)


Художественно-исторический музей, Вена. Хотелось бы привести пример популярности данного сюжета. Пеликан, кормящий собственной кровью своих птенцов, как символ самопожертвования. Композиция ставилась в центре обеденного стола (Tafelaufsatz).
Hans Steidlin (Meister 1555-1607). Позолоченное серебро. Композиция ставилась в центре обеденного стола (Tafelaufsatz). 1583.


В экспозиции Немецкого музея в Мюнхене (нем. Deutsches Museum von Meisterwerken der Naturwissenschaft und Technik) хранится копия Дома Каммерцеля в масштабе 1:50. Эта модель была изготовлена для мэрии Страсбурга и попала в коллекцию музея в 1912 году. Четырехэтажный фахверковый дом с расписными стенами и лунным стеклом в окошках. Вообще, в коллекции Немецкого музея имеется около 70 моделей зданий с описанием строительных процессов.
Architekturmodelle im Deutschen Museum. Фото слева из статьи (pdf) «Alles nur Fassade», автор Dirk Bühler.


Tags: гравюра, тема, фото
Subscribe

  • Фриц фон Уде, картина «Принцесса луга».

    Fritz von Uhde (1848-1911), «Heideprinzesschen». 1889. Staatliche Museen zu Berlin. Помимо того, что он был художником, Фриц фон Уде…

  • Рыжий март.

    стихи оглянуться не успеешь – снова лето, длинным прочерком зима в углу тетради, и ни строчки, ни полстрочки, а по свету бродит Март с…

  • ><((((o>

    «Ремикс» не ремикс, с терминами сложно. Это называется «оборотка». Под обороткой понимают стихотворный ответ, в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments