N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Category:

...и менины. «Менины» (Las Meninas) Диего Веласкес, 1656 год.

Инфанта Маргарита в возрасте пяти лет на картинах испанского живописца Диего Веласкеса (1599—1660).
Слева: музей Прадо (фрагмент)
Справа: Музей истории искусств, Вена.


В инвентарных описях испанского королевского дворца XVII столетия картина называется «La Familia» («Семья»), название «Las Meninas» («Менины») появляется лишь в XIX столетии, благодаря изображенным на картине двум фрейлинам (менинам): слева – с красным кувшинчиком на золотом подносе – донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор; справа – присевшая в реверансе – донья Исабела де Веласко. Инфанту Маргариту и менин в мастерской Диего Веласкеса сопровождают карлица Мария Барбола и карлик Николас Пертусато (Николазито Партузато). Позади них стоит женщина в монашеском наряде – наставница донья Марсела де Уйоа (Уллоа), беседующая с личным охранником инфанты.


Художник и историк искусства Александр Бенуа (1870—1960) в книге «История живописи» (ч.1 Изд. Шиповникъ, 1913) писал про инфанту Маргариту-Марию в мастерской Веласкеса, «пишущего портрет юной принцессы». Бенуа полагал, что «можно, впрочем, истолковать присутствие инфанты в студии художника тем, что она явилась приветствовать своих родителей, позирующих Веласкесу для своего двойного портрета


Действительно, в зеркале, висящем на дальней стене, видно отражение Филиппа IV и его супруги Марианны. Многие искусствоведы обращают внимание на этот уникальный двойной портрет королевской четы:
«Это единственная картина Веласкеса, на которой царствующие супруги изображены вместе. Иконография испанских Габсбургов не знает двойных портретов, король и королева всегда писались на разных холстах и совершенно по-разному. Изображение в зеркале позволяло нарушить это правило, не нарушая его.» (c) Григорий Амелин.

Ещё одна интересная цитата из описания Г. Амелина:
Картина Веласкеса «Менины» (ок. 1656–1657) рассматривается как классический образец «текста в тексте»... ...
В «Менинах» мы имеем, по сути дела, три текста в тексте: полотно, зеркало и дверь. Зеркало отражает то, что за пределами «Менин», полотно же скрыто от нас, поэтому на нем может быть все, что угодно, вплоть до того, что мы видим на веласкесовской картине “Менины”, – и художник пишет на полотне ту же самую картину, что уже в готовом виде предстает перед нашими глазами (и поскольку он ее пишет – она не закончена, но коль скоро картина предстала перед нашими глазами – она закончена и т. д.)» (с) признаться, я не совсем понимаю, чьи это слова (?) там запутанное цитирование - N.

Всех занимает вопрос, что же изображено на натянутом на подрамник холсте? Вариантов предлагается три:



1. На скрытом от глаз зрителя холсте, над которым работает Веласкес, изображена юная инфанта Маргарита. Это первая из версий, предложенных сто лет назад Александром Бенуа. Вот как-то так это приблизительно выглядит.
Японский взгляд: Las Meninas 2013  © Yasumasa Morimura


2. Двойной портрет.
Бенуа: инфанта приветствует родителей, позирующих Веласкесу для своего двойного портрета.
Более развернутая версия о картине Веласкеса «Менины» в википедии:
Полотно изображает сцену написания Веласкесом совместного портрета испанского короля Филиппа IV с его супругой и племянницей Марианной Австрийской в присутствии их дочери инфанты Маргариты Терезы со свитой.

3. Droste-effect, mise en abîme (мизанабим). Эффект (скрытой от глаз зрителя) рекурсии. Вот тут у меня была тема, подробно: https://n-dank.livejournal.com/89077.html
Этот вариант упоминается в обзоре Григория Амелина. Картина о том, как пишется эта картина. То есть художник изобразил себя за работой над этой самой картиной. Зритель видит лишь серую оборотную сторону и деревянный каркас, а на фронтальной стороне: менины, инфанта, автопортрет, зеркало ит.д.

Картина Диего Веласкеса «Менины» находится в музее Прадо. Увы, пока не удалось добраться до Прадо. Но зато я видела картины Веласкеса в Венской картинной галерее.
Фото 2017 год.


«Портрет инфанты Маргариты в белом платье», 1656. Холст, масло 105 × 88 см. Музей истории искусств, Вена.



«Портрет принца Фелипе Просперо», 1659 Холст, масло 128,5 × 99,5 см.
«Портрет инфанты Маргариты в синем платье», 1659 Холст, масло 127 × 107 см.
За кадром: «Портрет инфанты Марии Терезии с часами» 1652—1653 Холст, масло 127 × 98,5 см.
Портрет инфанты Маргариты в розовом платье 1653—1654 отдельно не сфотографировала, он есть на фото зала.
Музей истории искусств, Вена. А какие красивые рамы!


Обратите внимание на размер картины «Портрет инфанты Маргариты в белом платье». Сравните с размерами картины в Прадо:



Теперь понятно, что на картине «Менины» изображена работа над картиной «Менины», то есть вариант 3. Рекурсия.
Стоит только оценить размеры огромного подрамника. Посмотрите на платье и пальчики стоящей в окружении придворных юной инфанты  — картина как будто не закончена, не прописаны детали. Это особенно бросается в глаза, если поставить рядом портрет из Венской галереи, на котором с такой тщательностью и мастерством прорисованы и украшения, и блики на роскошной материи, и пуговки, и локоны малышки, и руки...
Прочитайте ещё раз приведенную выше цитату: «художник пишет на полотне ту же самую картину, что уже в готовом виде предстает перед нашими глазами (и поскольку он ее пишет – она не закончена, но коль скоро картина предстала перед нашими глазами – она закончена и т. д. и т.д. и т. д.

Нет и не было никакого двойного портрета королевской четы. Просто обеспокоенные родители заглянули в мастерскую к художнику, чтобы заставить маленькую инфанту постоять и попозировать ещё хоть минуту, потому как карлицы и менины уже не справлялись, не знали, чем отвлечь/развлечь Маргариту. Даже пёс притомился и задремал. Позировать в таком юном возрасте да при такой навороченной красоте одежд, ой, как непросто:) Вероятно, стоящий в дверях гофмейстер королевы дон Хосе Ньето Веласкес и призвал на помощь родителей, которые показали пример образцового поведения.

В зеркале отражается красный занавес, полагаю, тот самый, что на портрете инфанты Маргариты в белом платье. Это не часть интерьера, а реквизит, аксессуар на месте для позирования. Королевская чета, встав рядом с красным занавесом, старается уговорить принцессу вернуться на место, проявить ещё чуточку терпения: «делай, как мы». Все понимают, что ребёнок набегался и устал (локоны распустились, от милых аккуратных завитушек и следа не осталось),  но картина ещё не закончена.

Интересно, что бантик на голове и пробор инфанты на двух обсуждаемых портретах (Прадо/Вена) отображаются зеркально. Нужно разбираться и с красным занавесом, с учетом его отражения в зеркале на стене, которую по счету производную видит зритель на картине? Мне хочется красное полотнище перевесить на другую сторону, дабы соблюсти соответствие с портретом инфанты из венской коллекции. А вот кисть художник держит самым прозаичным образом, в правой руке.

Просто невозможно поверить, что маленькая Маргарита позировала на двух картинах в одном и том же наряде. Ещё более невероятной является ситуация, когда инфанта якобы приветствует позирующих художнику родителей в том же платье, что и на портрете, отосланном (или подготовленном к отправке) к императорскому двору в Вене.

Веласкес написал «Портрет инфанты Маргариты в белом платье», а затем как бы взглянул на процесс написания портрета со стороны... и  получилось то, что получилось — загадка, причуда, послание, взгляд в бесконечность.

Tags: картины, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments