N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Немецкий скульптор Рейнгольд Бегас. От славы до забвения — один шаг.

Рассказывала недавно о памятниках, переплавленных на военные нужды (на металл) или демонтированных в послевоенные годы, в том числе и о Национальном памятнике кайзеру Вильгельму I работы Рейнгольда Бегаса, который находился в центре Берлина на площади Schloßfreiheit: https://n-dank.livejournal.com/114606.html

Немецкий художник Max Horte (geb. 1865 Berlin) изобразил на своей картине работу Рейнгольда Бегаса над памятником кайзеру Вильгельму I. Это литография с картины.
Reinhold Begas (1831–1911) in seinem Atelier vor einem Modell des Nationaldenkmals
Kaiser Wilhelms I. für die Schlossfreiheit in Berlin, Holzstich, 1895/96, nach einem Gemälde von Max Horte.

Насколько грандиозно смотрится даже макет в мастерской скульптора!
Источник иллюстрации и статья ро ссылке: https://www.kulturstiftung.de/mailand-berlin-heinsberg/
* на заднем плане изображена скульптура  «Похищение сабинянок» («Raub der Sabinerin» Reinhold Begas), скульптура не сохранилась.

Национальный памятник кайзеру Вильгельму I обошёлся в четыре миллиона золотых марок, весьма внушительную сумму для того времени. Высота сооружения составила 21 м, высота конной статуи — 9 м. По углам бронзового основания были размещены четыре богини победы — vier Siegesgöttinnen. На гранитных ступенях, ведущих к постаменту, располагались две монументальные статуи (скульптор Eugen Boermel): с северной стороны — «Война» (Бог войны Марс), с южной — «Мир». По углам цоколя памятника четыре льва охраняли военные трофеи. Памятник демонтирован зимой 1949—1950 годов властями ГДР (бронзовые львы сохранены).
Colossal statue of Mars by Reinhold Begas.


Детали памятника. Фигура кайзера в сопровождении покровительницы мира – Genius des Friedens. Две из четырёх фигур богинь победы.




Статья по ссылке от января 2012 года (ссылка выше). Если прислушаться к мнению немецкого искусствоведа (директора Штедельского музея с 2016-го года) Филиппа Демандта, отношение к Бегасу в Германии несколько предвзятое, точнее, его рассматривают как... «als wilhelminischen Staatskünstler herabgewürdigten Bildhauer».  Cкульптор стал олицетворением самопрезентации эпохи Вильгельма II, в те времена он получал самые значимые заказы на создание памятников, включая Национальный памятник Бисмарку перед Рейхстагом и Национальный памятник кайзеру Вильгельму I (о котором речь выше). Фраза из статьи: «Eigenrecherchen im Internet hatten die Besitzer der Figur vom Bekanntheitsgrad des Bildhauers überzeugt; dass jedes öffentliche Interesse an dessen Kunst schon bei seinem Tode 1911 erlahmt und über die Jahrzehnte nahezu erloschen war, ahnte man in Mailand nicht.» – ...после смерти Бегаса в 1911 году общественный интерес к его искусству пошёл на убыль, и практически исчез за последующие десятилетия. В статье излагается история о том, как некий дизайнер миланской галереи «Crazy Art» в 2009-ом году обратил внимание на привлекательную мраморную скульптуру «Пан», имевшую подпись «R. Begas fec. 1868». Работник галереи буквально вытащил её на свет божий из-за нагромождения рыцарских доспехов и деревянных лошадок – галерея зарабатывала на аренде реквизита для съемок фильмов или фотосессий. Дизайнер порылся в интернете и разузнал о некогда известной в Германии династии Бегасов, однако, в Милане никто не подозревал, что (повторю) – ...после смерти Бегаса в 1911 году общественный интерес к его искусству пошёл на убыль, и практически угас за последующие десятилетия. Миланцы, начитавшись было интернета, решили, что отыскали работу «немецкого Родена», что породило надежды на кругленькую сумму, но заинтересованного и щедрого покупателя так и не нашлось...Далее рассказывается о том, каким образом скульптура «Пан» (размеры 70 × 67 × 40 cm) попала в Милан, о том, что интерес немецких музеев к данному объекту был низким, поскольку рассматриваемые музеи (в Берлине и в Мюнхене) имели достаточное количество работ Райнхольда Бегаса (композиция «Пан» повторена и в мраморе, и в бронзе). Но моя тема не о судьбе найденной мраморной скульптуры, а несколько о другом.


Удивительно слышать о таком «прохладном» отношении, в описании по ссылке использована производная от глагола herabwürdigen – низводить, принижать, умалять – относительно государственного скульптора Вильгельма II.  Один из самых старых и красивейших фонтанов Берлина – фонтан «Нептун» (Neptunbrunnen) – был создан Бегасом. Памятник Шиллеру в Берлине тоже работы Бегаса, ему, к счастью, переплавка на военные нужды не угрожала: мраморная статуя установлена в настоящий момент в центре площади Жандарменмаркт у лестницы, поднимающейся к некогда Королевскому драматическому театру, а ныне Концертному залу. Монумент был создан по распоряжению Вильгельма I, который решил отметить 100-летний юбилей поэта и выделил на создание памятника Шиллеру 10 тыс. талеров. То есть речь об авторе известнейших памятников в центре столицы, как же может быть такое, чтобы интерес к скульптору угас, ослабел (глагол erloschen)?
Neptunbrunnen Berlin foto: O. Roth



Слева: фрагмент, фото с сайта pikist.com. Справа: Памятник Шиллеру работы Бегаса.


— Литография из журнала 1888-го года. Работа над скульптурной группой Neptunbrunnen.
По фото можно оценить пропорции фигур.


Только в 2011-ом были предприняты какие-то попытки напомнить о творчестве скульптора, была организована выставка „Begas – Monumente für das Kaiserreich“ (26.11.2010 – 06.03.2011; Deutschen Historischen Museum, Berlin). Я с такой ситуацией уже сталкивалась в 2013-ом, на выставке картин Ханса Тома в Штеделевской галерее во Франкфурте на Майне: «Ганс Тома. Любимый художник немецкого народа». Пейзажист Hans Thoma (1839-1924) был самым известным художником в Германии конца XIX - начала XX века, но он также был одним из любимых художников Адольфа Г-ра. Популярность и востребованность работ художника во времена Третьего Рейха как бы и обусловили последующее более чем полувековое забвение. Немцы вновь открывали для себя картины Ханса Тома в 2013-ом.
Цитата deutschlandfunkkultur: «Für Adolf Hit-er ist er der größte deutsche Künstler überhaupt, ein Großteil des Sammlungsbestandes des Städel Museums wird im Jahr 1939 erworben».
Вот здесь мой рассказ о картинах Ханса Тома (там, увы, пропали некоторые картины и комментарии, зато написана тема сразу после посещения выставки): http://weblog.33bru.com/blog.kommentar.23798616.html

Но Бегаса-то за что?? Пошто позабыли-то? Почему такое странное отношение? Или презрение неприятие всяческого намёка на имперскость таким образом сказывается? Вышел из моды «помпезный стиль»? В каждой избушке свои погремушки.





Национальный памятник Бисмарку (Bismarck-Nationaldenkmal) в стиле необарокко — последняя крупная работа Рейнгольда Бегаса. В 1901-ом был установлен перед Рейхстагом. В 1938 году памятник Бисмарку перенесли на площадь Большая Звезда (в парке Großen Tiergarten). Пишут: памятник Бисмарку является одним из типичных образцов вильгельминистских традиций в скульптуре...недостижимый ныне уровень, надо заметить. В конкурсе на проект памятника Бисмарку принимали участие более 90 человек, но победителя определить не удалось, и кайзер Вильгельм II поручил работу своему любимому скульптору Рейнгольду Бегасу.
Foto Klaus-P. Dietrich Bismarck-Nationaldenkmal апрель 2015.

Правой рукой Бисмарк опирается на die Urkunde der Reichsgründung (документ об основании Германской империи от января 1871 года ввиду общей победы германских государств во франко-германской войне).
Из русскоязычной википедии фрагмент текста о памятнике:
«В общественном мнении того времени рейхсканцлер Бисмарк представал сверхчеловеком, и одна центральная скульптура не могла воплотить в бронзе его героизированный образ. Ещё четыре скульптуры на цоколе вокруг постамента раскрывали величие Отто фон Бисмарка. Титаническую силу Бисмарка и мировой масштаб его личности отражает образ коленопреклонённого атланта с земным шаром на плечах перед постаментом. Позади постамента Зигфрид на коленях выковывает имперский меч, которым Бисмарк подчинил врагов империи. С левой стороны цоколя Сивилла, аллегория государственной мудрости, восседает на спине сфинкса, обратив свой взгляд в книгу истории в левой руке, и олицетворяет духовное значение Бисмарка. С правой стороны цоколя властительница со скипетром и короной, предположительно аллегория Германии или государственного принуждения, усмиряет леопарда раздора и смуты, поясняя непобедимую мощь Бисмарка. Леопард является ранней работой ученика Бегаса Августа Гауля. После открытия новый национальный памятник подвергся критике. Ценителям искусства не понравились четыре боковые скульптуры и бронзовые барельефы по их качеству и по пропорциям образов.

Выступы цоколя памятника Бисмарку до реконструкции 1958 года с лицевой стороны украшали три барельефа, посвящённых подготовке к учреждению Германской империи в 1871 году. На левом барельефе «Как Германия учится ходить» первые шаги под руководством матери делал пухлый мальчик на помочах, предположительно немецкий Михель. На барельефе посередине «Как Германия просыпается» женщина будила спящего на медвежьей шкуре немецкого Михеля в ночном колпаке и домашних туфлях и указывает ему на войска других народов в засаде на заднем плане. На правом барельефе «Германия в образе юного Геркулеса» немецкий Михель представал победившим воином...»
О каждой детали памятника есть что рассказать...

Цитата из немецкоязычной википедии о том, что памятник является одним из шедевров берлинской скульптурной школы и самым значимым памятником Бисмарка в Германии: «Das Monument gehört zu den Meisterwerken der Berliner Bildhauerschule und den bedeutendsten Bismarckdenkmälern Deutschlands.»
Рейнгольд Бегас – главный представитель необарокко берлинской скульптурной школы. Как это сочетается с утвержением о почти полном забвении, про которое так убедительно рассказывал нынешний директор Штеделевской галереи Филипп Демандт ещё в январе 2012-го? Нынешние тексты в википедии и мнение от 2012-го года – две большие разницы, это надо понимать. Всё течёт, всё изменяется.


— Напротив Рейхстага, 1931 год.
— Das Nationaldenkmal für den Fürsten Bismarck von Prof. Reinhold Begas. Historisches Bilddokument von 1901. Высота фигуры 6,6 м.


Рейнгольд Бегас c дочерью. Bilddokumente von 1899. Источник: ebay




Поднимают настроение старые фотографии!
У Национального памятника Бисмарку, фото сделанны с тыльной стороны, выковывающий меч Зигфрид редко попадает в кадр.
Bismarck National Monument. Siegfried.
— Vorsicht, Kinder! Zwei Mädchen 1930 am Bismarck-Nationaldenkmal in Berlin. Foto: Bildarchiv Preußischer Kulturbesitz/Friedrich Seidenstücker
— Современное фото 2007-го года. Автор фото: James Steakley





Floris M. Neusüss. Berlin, 1961. Автор фото Флорис Михель Нойзюс (1937-2020).
Цветное фото: P. H. Feist, 1984



Tags: гравюра, тема
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments