N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Пантелеймоновский цепной мост. Сатирический журнал «Жупел». Карикатура Щербова «Базар XX века».

Темы из мемуарных воспоминаний художницы А.П. Остроумовой-Лебедевой, решила остановиться подробнее.

Пантелеймоновский мост —  мост через реку Фонтанку, соединяющий Летний сад и Безымянный остров. Ах, какое чудо расчудесное!

Фотограф Иван Карлович Бианки (1811-1893)
Вид на вазу из эльфдаленского порфира и южные ворота Летнего сада; на дальнем плане Пантелеймоновский цепной мост и церковь Великомученика Пантелеимона в Санкт-Петербурге. Источник: nlr.ru.


Пантелеймоновский мост в 1853 году.





А.П. Остроумова-Лебедева «Автобиографические записки», том 2.
О том, как художники Петербурга пытались отстоять висячий Цепной мост у Летнего сада.



Благодаря мемуарам Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой обратила внимание на историю про цепной мост.  Цветная ксилография её работы находится в Эрмитаже.


Из воспоминаний А.П. Остроумовой-Лебедевой:
«Очень любила я идти по Цепному мосту, он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шёл народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шёл обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шёл отряд войск, топанье многих ног придавало мосту какую-то бесподобную жизнь. Ритм его был бойкий, определенный и шутливый. Бывало идёшь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идёт войско.»

Большой цепной мост через реку Фонтанку у Летнего сада. До 1851 года мост назывался Пантелеймонский цепной, существовал также вариант Цепной мост. Наименование моста было дано по расположенной неподалеку Пантелеймоновской церкви. В старину на этом месте существовал лодочный перевоз.  Инженеры Треттер и Христианович. Проект моста был составлен немецким инженером-мостостроителем Вильгельмом Треттером (1788—1859).

(с) Fontanka

Данные из википедии. Длина подвесного моста была 43 м, ширина — 10,7 м, диаметр цепей из уральского железа 4,7 см. Чугунные и железные части моста были покрашены чёрной краской и покрыты лаком, а детали украшений позолочены. Это был первый в России висячий мост, предназначенный для проезда экипажей. По результатам двухмесячных подсчётов после открытия моста по нему ежедневно в среднем проходило 8000 человек и проезжало 900 экипажей. После обрушения Египетского моста аналогичной конструкции 20 января (2 февраля) 1905 года поступило распоряжение реконструировать мост. Официальное заявление городских властей содержало в себе причину его разборки, связанную с необходимостью прокладки на этом месте трамвайных путей. В 1906 году мост был разобран.
Вместо цепного моста в 1906 году был построен временный трехпролетный деревянный мост трапециедально-подкосной системы, существовавший до постройки постоянного моста. Арочный мост. Строительство постоянного моста велось в 1907—1908 годах. Проект нового архитектурного оформления был разработан архитектором Л. А. Ильиным. Декорирование моста выполнялось заводом «Карл Винклер» с 1912 года, и было окончено только в июле 1914 года (включая окраску и позолоту). Длина однопролетного арочного моста — 43 м, ширина — 23,4 м...С 1923 по 1991 — мост Пестеля. В 1994 году рядом с мостом установили памятник Чижику-Пыжику.


я даже не знала, что мост переименовали. Да, я до сих пор использую прежние названия, говорю: «на Желябова», там же пышечная и ДЛТ, это ж прописано подкожно и внутривенно. Заглянула в Вики, глазам не верю: «В рамках десоветизации 4 октября 1991 года улице вернули прежнее название». В 1991-ом и слова-то такого не существовало — «десоветизация», во всяком случае, в обиходе. Оно появилось так же фоново-номенклатурно, постфактум, как и слово «деиндустриализация».
Оказывается, и «Пестеля» убрали «десоветизировали» ещё в 1991-ом, чего же удивляться нынешнему мизерабельному «Союзу Спасения» от «Первого канала». Пантелеймоновским мост был тогда, когда тяжелые золоченые цепи раскачивались в такт проезжающим экипажам. Под стук копыт и ушёл в историю. Нынешнее «возвращение» исторического названия — не более чем временная подделка.






Представить сложно, как хрупкая молодая женщина не побоялась принять участие в таком общественно-резонансном мероприятии...
Колючая тема, но решила обратить на неё внимание. Благодаря пояснениям А.П. я разобралась в этих часто обсуждаемых карикатурах.
Журнал «Жупел» — русский литературно-художественный журнал политической сатиры, издавался в Санкт-Петербурге в 1905—1906 годах. Был закрыт цензурой после выхода третьего номера: «К Билибину на квартиру явились жандармы и, после тщательного обыска, арестовали его. В тюрьме сидел уже Гржебин. Редакция была разгромлена, и весь материал увезен.» Гравюра Остроумовой-Лебедевой была размещена в № 3.

Чуть более подробное описание. Источник: Графика сатирических журналов. 1905-1906 гг. Дульский П. М. 1922
В № 1 на пятой странице — набросок В. Серова, который был исполнен художником прямо с натуры из окна мастерской проф. Матэ, когда художник наблюдал расправу казаков с толпой, собравшейся на одном из перекрестков Петербурга. Набросок этот изображает на первом плане четыре фигуры казаков, скачущих на лошадях к толпе, впереди их на лошади мчится офицер, который довольно резким жестом отдает приказ «Стрелять»...Гвоздем первого нумера, и пожалуй всего издания «Жупела», является рисунок З. Гржебина, изображающий стилизованную композицию на тему: «Орел - оборотень или политика внешняя и внутренняя». По своему содержанию эта вещь, очень остроумно задуманная, изображает «русский герб». Перевернув рисунок в обратную сторону, мы видим «Портрет Николая II» — спиной, на плечах у него горностаевая мантия, спускающаяся до поясницы, задняя часть тела обнажена, из которой вылазят экскременты, символизирующие рождение конституции. На спине у царя печать с надписью «конституция». Не безинтересна трактовка этого рисунка в изложении известного исследователя истории каррикатуры John Grand Carteret Он пишет: «Орел реформ представляет изображение с двойной фигурой и с двойным смыслом. С одной стороны, это - Николай II, показывающийся в глазах Европы как конституционный монарх; с другой стороны, это — Николай II с двуглавым орлом, с короной, знаком личной власти. Для Европы он прячет срамоту тираннического деспотизма под складками своей мантии, на которой упомянуто: «Конституция»».
Обложка № 2 изображает стилизованный рисунок царя Додона с приближенными, стоящими у окна и любующимися луной. Додон вопрошает ближних бояр о луне, спрашивая: «а тамо кто царствует?» Рисунок исполнен в обычном Билибинском сказочном стиле. На 3, 6, 7 страницах № 2 помещены рисунки, посвященные «Москве». Первый в исполнении Б. М. Кустодиева посвящен «Вступлению». Изображает часть города, на первом плане улица запружена баррикадой, за которой видна толпа с красными флагами, на самом первом плане палят войска. Драматизирует сцену громадный бегущий скелет с окровавленными руками и ногами на фоне зарева горящих вдали домов; выразительность и экспрессивность рисунка создает громадное настроение. Рисунок второй изображает «Бой». Сквозь пробитую часть крепостной стены, с которой летят кирпичи от разорвавшегося снаряда, открывается вид на горящую Москву. Внизу изображена сцена священнодействия бюрократа со свитком, иерея с кадилом, придворного царедворца с пушкой и жандарма с нагайкой, старающихся на благо родины. Рисунок исполнен Е. Лансере. Третий рисунок М. Добужинского изображает «Умиротворение». Он представляет панораму Кремля, который потонул в крови, его златоглавые маковки отражаются в кровавом море, а над ними, как знак победы мира и благоденствия, замыкает всю картину радуга.



Особый интерес в № 3 вызвала иллюстрация И. Билибина «Equus asinus». Она представляет очень любопытно декорированную рамку в геральдическом духе, в центре помещен довольно большой диск, вокруг которого изображены лучи. В центре диска нарисована фигура осла, олицетворяющая собой верховную власть. Эта злая сатира привлекла значительный интерес не только у нас в России, но и за границей, и J. G. Carteret в своем труде (Nicolas ange de la Paix, empereur du Knout) уделяет много места описанию данного рисунка. Картре пишет: «Орел равен ослу (сатира на оффициальные портреты царя). Здесь взята рамка одного из портретов Николая II, вульгаризованных до безконечности благодаря народной русской торговле изображениями, в тонах столь теплых, в колорите столь блестящем, и в ней бюст императора просто заменен ослом, который немножко удивлен, видя себя находящимся в подобной обстановке. Это не карикатура, но это сатира весьма дерзкая, какая только могла быть нарисована». К прекрасным, мастерским работам № 3 надо отнести рисунок Д. Н. Кордовского на тему: «Ну, тащися, сивка!» Изображает эта иллюстрация полевые работы крестьян, выполняемые под акомпанимент казацких нагаек. На первом плане плетется тощая лошаденка, сгорбленный старичек управляет сохой, два коренастых верховых молодца с плетками в руках конвоируют труженика.

Фото разворота издания «Жупел» № 3 с рисунком Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой с сайта auction.ru.


Что любопытно. «Жупел» изъяли/заарестовали, но в книге Der moderne Buchschmuck in Russland 1914 года издания приводится пример работы Добужинского «Новый год» из запрещенного «Жупела», вышедшего сразу после годовщины кровавого 9 января (номер вышел 11 января 1906 года). На русском книги не нашла, но должна быть. Сергей Константинович Маковский подбирал материал к изданию, насколько я понимаю.


Несколько работ А.П. Остроумовой-Лебедевой опубликованных в немецкоязычном издании:



Узнаваемые работы А.П. разных лет и из разных источников.



Утащила аукционное предложение, актуальное, продаются вот такие прекрасные виды Выборгской стороны, не центр города, что примечательно (можно рассматривать как дополнительную рекламу).



Для меня самой работы А.П. - это прежде всего календарики и открытки, вот такие я хорошо помню.





О карикатуре Павла Щербова (Old Juge) «Базар XX века». Карикатура 1908 года, на которой изображено более 100 портретов известных скульпторов, художников, коллекционеров, издателей и критиков Санкт-Петербурга. Все они изображены на базаре прогуливающимися, торгующими и демонстрирующими свой товар. Описание Анны Петровны многое объясняет. Досталось даже Елезавете Бём (имя которой не рекомендовалось сокращать до инициалов)).


К сожалению, карикатуры в сети не найти. Такой вот вариант Фото: lenobl.ru

А.П. скоре всего описывает по памяти, поскольку ошибается: Стасов с трубой, а не с гуслями, с гуслями – Рерих, а с гуслями-цимбалами, прямо под лорнетом Боткиной – Бенуа.
В дополнение (кстати, очень интересно сравнить стиль описания одной и той же карикатуры).
«Выставки «Мира искусства» вызывали множество возмущенных рецензий в прессе, находившей на этих выставках преимущественно проявление «декадентства». На художников «Мира искусства» рисовались карикатуры (особенно ядовиты и порою удачны были рисунки Щербова, их картины осмеивались самый беспощадный образом. Особенно неистовы были в ту пору некоторые газетные рецензии, но и в специальных журналах появились иронические или очень сдержанные отзывы.

В связи с первыми шагами «Мира искусства» невольно вспоминаются карикатуры П. Е. Щербова. Щербов был одной из самых оригинальных и колоритных фигур среди петербургских художников (Паша Щербов, как называли его в приятельской компании). Блестящий карикатурист, Щербов был беспощаден в своих сатирических вылазках. Особенно доставалось от него «Миру искусства», который он называл не иначе как „мор искусства». Он высмеивал в своих карикатурах „мирискуссников“ оптом и в розницу; доставалось от него и другим художникам. Весь художественный «Олимп» он представил в виде большого группового шаржа «Базар ХХ века», где на первом плане показаны: Стасов с «иерихонской трубой», Рерих в виде гусляра, Брешко-Брешковский, торгующий курами, меценаты-коллекционеры – С. С. Боткин и кн. М. К. Тенишева, Бенуа с цимбалами, Дягилев в костюме мамки, везущий в коляске Малявина, дальше В. М. Васнецов в виде богатыря на белом коне и многие другие виднейшие живописцы и художественные деятели начала ХХ в., изображенные с большим сходством и остроумно шаржированные. Особенно недолюбливал Щербов Дягилева, которого называл «Гадилевым» и всячески высмеивал, изображая то доящим кн. Тенишеву, превращенную в корову, то садящимся на шпиль Академии художеств, с каской Минервы на голове, то есть как бы в роли преемника Екатерины II.» (c) Головин А. Я. Встречи и впечатления.

Оригинал карикатуры был представлен в 1908 году на петербургской акварельной выставке. Работа вскоре была куплена для Государственной Третьяковской галереи за три тысячи рублей.
Вот здесь можно попытаться увеличить репродукцию карикатуры Щербова:
https://m.vk.com/photo-39012954_457240149?list=album-39012954_00&rev=1&from=group#comments





В 2016-ом году в Русском музее проходила выставка работ художницы. Фото с сайта rusmuseumvrm.ru.



Такое великолепие,  там и японская тема просматривается:




Часть первая:

Художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева. «Автобиографические записки» 2 том. Период 1900-1916 г.

Tags: гравюра, картины, тема
Subscribe

  • Фриц фон Уде, картина «Принцесса луга».

    Fritz von Uhde (1848-1911), «Heideprinzesschen». 1889. Staatliche Museen zu Berlin. Помимо того, что он был художником, Фриц фон Уде…

  • Рыжий март.

    стихи оглянуться не успеешь – снова лето, длинным прочерком зима в углу тетради, и ни строчки, ни полстрочки, а по свету бродит Март с…

  • ><((((o>

    «Ремикс» не ремикс, с терминами сложно. Это называется «оборотка». Под обороткой понимают стихотворный ответ, в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment