N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Зал Фредерика Генриха Оранского. Гаага, резиденция Хёйс-тен-Бос. Осторожно, двери открываются.

Хёйс-тен-Бос (нидерл. Huis ten Bosch, что значит «Дом в лесу») — резиденция голландской королевской семьи на окраине Гааги (в прежние времена находилась за чертой города). Предлагаю заглянуть в один из залов загородного дома — Oranjezaal


Резиденция была возведена в 1648–1652 годах по заказу Амалии Сольмс-Браунфельсской, вдовы штатгальтера Фредерика Генриха Оранского. На время правления Фредерика Генриха в стране пришёлся культурный и экономический подъём, который привел к так называемому — «золотому веку» Республики Соединённых провинций. Строительство проводилось под руководством нидерландского художника и архитектора Якоба ван Кампена.
Мансардные окна  окружены внутренней балюстрадой. Вероятно, во время торжеств там могли располагаться музыканты с инструментами... В 1941 году все картины были перевезены в безопасное место за пределами дворцового комплекса...В 1950-1956 годах была осуществлена капитальная реконструкция, во дворце впервые было проведено центральное отопление. Весь дворец был снабжен горячей водой, а количество ванных комнат было увеличено с двух до двенадцати. Кухни были модернизированы таким образом, чтобы можно было готовить еду для шестидесяти человек и т. д.


Западная сторона. Foto (с) Margareta Svensson
До 1805 в зале с западной стороны был камин, позднее на его месте было спроектировано сообщение с Японским залом. На месте камина нынче дверь, расписанная художником C. van Cuylenborgh. Над дверью слева: Пять муз, художник Ян Ливенс. Ниже: Кузнечная мастерская бога Вулкана, художник Теодор ван Тулден. Над дверью справа: Четыре музы, художник Цезарь Боэтиус ван Эвердинген. Ниже: Венера в мастерской Вулкана, художник Теодор ван Тулден. Над дверью: Аллегория рождения, художник Цезарь Боэтиус ван Эвердинген. Выше: Аполлон в солнечной колеснице, картина приписывается Якобу ван Кампену.



Восточная сторона. Фото (с) Foto: Margareta Svensson
Якоб Йорданс «Триумфальная процессия Фредерика Генриха», высота картины 728 см, ширина 755 см. Самая большая картина в зале.
Выше: Вознесение Фредерика Генриха, художник Питер Франс де Греббер.



Южная сторона. Фото (с) Foto: Margareta Svensson. А весной этот балкон увит гроздьями глицинии...
Над окнами: Аллегория брака Фредерика Генриха и Амалии. Мастерская Геррита ван Хонтхорста.
Выше: Аллегория небесной и земной любви, картина приписывается Цезарю Боэтиусу ван Эвердингену.

Источник фото от Margareta Svensson: https://www.koningsfan.nl/koninklijke-uitstapjes-oranjezaalendenhaag.html

Слева от окна: Участник триумфального шествия с пленными. Художник Теодор ван Тулден.





Oranjezaal — нынче называется Зал славы дома Оранских. Зал пышно украшен живописью, над которой работали ведущие художники того времени — Теодор ван Тулден, Цезарь Боэтиус ван Эвердинген, Саломон де Брай, Томас Виллебортс Босхарт, Ян Ливенс, Кристиан ван Каувенберг, Гонзалес Кокс, Якоб Йорданс, Питер Франс де Греббер, Геррит ван Хонтхорст, Адриан Ханнеман, Питер Саутман. Двенадцать художников работали над серией из 39 полотен и панелей, а также над росписями на сводах. Художники были выбраны Ван Кампеном и математиком Константином Хёйгенсом в сотрудничестве с Амалией ван Сольмс. Выбранные художники были учениками или работали в стиле Рубенса. Заказ на оформление этого зала был одним из самых важных в Золотой век Голландии и поэтому имеет большое историческое и художественное значение. Роспись представляет собой своего рода панегирик Фредерику Генриху. На западной стороне — рождение и юные годы, на северной стороне изображена политическая и военная жизнь штатгальтера, восточная сторона — триумф и вознесение Фредерика Генриха Оранского, южная сторона повествует о важных династических браках (или в ед. числе — о браке?).


Северная сторона. Дверь.


Рельеф из дерева над входной дверью зала работы скульптора Pieter Adriaensz. 't Hooft. На нем изображены два всадника, соревнующиеся за лавровый венок. Над рельефом: Голландская девственница предлагает Фредерику Генриху высшее командование. Ещё выше: Аллегория хорошего правления Фредерика Генриха, картина приписывается Якобу ван Кампену. Огромный слон рядом с дверью тоже участник триумфального шествия — картина художника Теодора ван Тулдена. Эту картину сравнивают с картиной Рубенса «Триумф Рима», 1630.

Слева (с кентавром): Воспитание Фредерика Генриха. Художник Теодор ван Тулден. Надо полагать, Хирон, Аполлон и Артемида занимаются воспитанием. Справа: Амалия с дочерьми в роли зрителей триумфа Фредерика Генриха. Художник Геррит ван Хонтхорст.









8.gifМеня заинтересовала дверь. Знакомьтесь, это — дверь мира, так именовал её журнал «Нива» за 1899 год.
Некоторых усилий стоило найти именно эту дверь в Гааге. Искала я Оранскую залу «дворца мира». А по запросу о дворце мира оказывалась сами понимаете где: Vredespaleis, Peace Palace, Friedenspalast, Дворец мира. Нынешнего Дворца мира в 1899-ом ещё не существовало. И где же тогда искать дверь? Как говорится, почувствуйте себя немножечко Карабасом-Барабасом. У меня перед глазами был лишь рисунок 1899 года. Но, раз рассказываю, значит, всё-таки нашла, не так уж много в Гааге дворцов.

«При открытии мирной конференции нидерландский министр иностранных дел де-Бофор в своей блестящей приветственной речи, коснувшись великой идеи конференции, указал на входную дверь Оранской залы «дворца мира», украшенную картиной, изображающей «Палладу и Геркулеса, открывающих врата храма Януса для богини мира». Сам факт существования в зале заседания мирной конференции этой картины, символизирующей преклонение двух высших представителей военной и физической силы перед представительницей мира, является счастливым предзнаменованием успешных результатов конференции. В эту отныне знаменитую «дверь мира» вошли представители держав...»

Из заметки 1899 года мы узнаем, что Афина Паллада и Геркулес открывают врата храма Януса для богини мира. Такой восхитительный символизм. Геркулес / Геракл изображен в львиной шкуре. У ног Афины легендарный щит (эгида). В руках у богини мира лавровый венок.

Фото  (с) RKD

На немецком нашлось название сюжета: Pallas Athene und Herkules öffnen die Türen für den Ruhm, 1651. Названо имя художника: Кристиан ван Каувенберг (Christiaen Gillisz. van Couwenbergh, 1607–1667). Такое название и год создания картины указаны на странице художника в википедии.
По этой версии получается, что двери открывают не перед богиней мира, Ruhm – это «Слава». На английском есть в сети вариант названия: Minerva and Hercules opening the Doors for Victory. Victory – это «Победа».
В описании на голландском присутствует Godin van de Vrede – это богиня мира. Отмечается, что роспись принадлежит неизвестному мастеру, подписавшемуся инициалами «C.B.» Вероятно, это Cornelis Bloemaert (Корнелий Блумарт):
«Men ziet er de Godin van de Vrede, die door Hercules en Minerva wordt binnengelaten. Blijkbaar is dit een toespeling op den Vrede van Munster. Het schilderij op deze deur, behalve de vier wapenherauten en de wapendecoraties tussen de pilasters van de zaal zijn van een onbekende meester, die zijn werk merkte met de letter C.B. Waarschijnlijk Cornelis Bloemaert.» (c) de beeldenreeks van de oranjezaal in paleis ten bosch

С богиней мира всё-таки было бы как-то поспокойнее, потому как стоит вспомнить, что из себя представляет Храм Януса. Правда, про Храм Януса написано только в варианте 1899 года в издании на русском.



Храм Януса.
Янус изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. Почитался как божество всех начинаний, начала и конца, входов и выходов, дверей и ворот, в связи с чем получил атрибуты сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей.  Считается, что ему было известно прошлое и будущее. Его имя является однокоренным с латинскими словами «ianua» — дверь, и «ianus» — любой незапертый арочный проход. Ему были посвящены все календарные даты, которые символизировали начало (так называемые календы). Календы в римском календаре — первый день каждого месяца, новолуние. Календы, вместе с идами и нонами, были тремя основными датами, на которых строился римский счет дней внутри месяца. Первый месяц года юлианского календаря, январь, назван в честь бога Януса.
Во время правления полулегендарного царя Нумы Помпилия (715—673/672 гг. до н. э.) в Риме был построен храм Януса. Его двери были открыты во время войн и закрывлись по заключении мира. За всё время его существования, учитывая особенности истории Древнего Рима, храм закрывали менее десяти раз.

Не так уж часто живописцы изображали храм Януса. Тут хотелось бы вспомнить о работе Рубенса.

Питер Пауль Рубенса «Храм Януса» 1635 года. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Согласно обычаю, существовавшему в Древнем Риме, храм Януса был заперт в дни мира, двери его открывались только при объявлении войны. Рубенс создавал свой эскиз «Храма Януса», когда в Европе шла Тридцатилетняя война, продолжались военные действия между Испанскими Нидерландами и Республикой Соединенных провинций Нидерландов. В противовес всем своим предшественникам, предпочитавшим демонстрировать двери Храма Януса запертыми, Рубенс изобразил их распахнутыми.

Из темной глубины храма Януса вырывается слепая Ярость с повязкой на глазах, с мечом и факелом. Ей расчищают путь Раздор, со змеями вместо волос, и фурия Тизифона, опрокинувшая наполненную кровью урну. И далее перед зрителем разворачивается картина того, что несет слепая ярость войны людям. Насилие представлено в образе не знающего пощады воина, о Чуме напоминает жуткий призрак с косой и факелом, Голод изображен в виде хищных Гарпий — парящих над головами отвратительного вида полуженщин-полуптиц.

Чтобы вернуть мир в страну, двери храма Януса пытаются закрыть инфанта Изабелла, изображенная в чёрном монашеском одеянии, и фигуры, олицетворяющие Благочестие и Мир. Вводя в аллегорическую композицию реальное историческое лицо — инфанту Изабеллу, действительно пытавшуюся проводить политику мира, художник как бы призывал Фердинанда Австрийского продолжить незавершенное дело своей предшественницы. Фердинанд Австрийский (1610—1641) — «кардинал-инфант», командовавший испанскими силами во время Тридцатилетней войны, стал правителем в габсбургских Нидерландах, заменив свою тетку Изабеллу Евгению.
Подробнее о деталях на картине Рубенса: http://rybens.ru/rubens-biography12.php






Это интересно. Картины в зале раньше были размещены немного по-другому, обратите внимание на сюжеты: Аллегория времени (Якоб Йорданс) и пленники.
Orange Hall at Huis ten Bosch, The Netherlands, Frans Molenaar (1821-1886).



Tags: старинные замки, тема
Subscribe

  • Фриц фон Уде, картина «Принцесса луга».

    Fritz von Uhde (1848-1911), «Heideprinzesschen». 1889. Staatliche Museen zu Berlin. Помимо того, что он был художником, Фриц фон Уде…

  • Рыжий март.

    стихи оглянуться не успеешь – снова лето, длинным прочерком зима в углу тетради, и ни строчки, ни полстрочки, а по свету бродит Март с…

  • ><((((o>

    «Ремикс» не ремикс, с терминами сложно. Это называется «оборотка». Под обороткой понимают стихотворный ответ, в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments