N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

О первой мирной конференции в Гааге 1899. Дворец Хёйс-тен-Бос. Зал славы дома Оранских (Oranjezaal)

Первая Гаагская мирная конференция проходила в загородной резиденции голландской королевской семьи, ставшей на время проведения заседаний настоящим «дворцом мира». Ведущая в зал заседаний дверь, в свою очередь, была названа «дверью мира». Об этом я рассказала в предыдущей теме:
Зал Фредерика Генриха Оранского. Гаага, резиденция Хёйс-тен-Бос. Осторожно, двери открываются.
Обычно загородную резиденцию фотографируют с парадного входа, это вид на окна Зала славы дома Оранских.
Foto © sandiego.edu Дата на штемпеле: 1963.



Oranjezaal. На Google Maps я постаралась подобрать изображение зала, соответствующее иллюстрации 1899 года.


Первое заседание. Иллюстрация © koninklijkeverzamelingen.nl

Заседания проводились в Oranjezaal —  Зал славы дома Оранских.
На официальном сайте koninklijkeverzamelingen также упоминается о «Храме мира» в Хёйс-тен-Бос в 1899 году:
«‘Tempel des Vredes’ vond zijn oorsprong in de Oranjezaal in Paleis Huis ten Bosch tijdens de Eerste Haagse Vredesconferentie in 1899.»


Цитата из википедии:
«На первой и второй мирных конференциях в Гааге, созванных по инициативе России в 1899 и 1907 годах, были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, заложившие основу комплекса норм международного гуманитарного права. <...> Первая Гаагская конференция 1899 года. Предложение о проведении конференции в Гааге в память о Гуго Гроции приветствовало голландское правительство, разославшее от своего имени приглашения двадцати европейским и шести внеевропейским странам (США, Мексика, Китай, Япония, Персия, Сиам). Голландия в этот период декларировала курс на государственный нейтралитет, которому идея России соответствовала в полной мере. Датой начала форума в знак уважения к августейшему инициатору конференции императору Николаю II королева Нидерландов Вильгельмина выбрала день его рождения, 6 (18) мая, в этот день Николаю исполнялся 31 год.»
И далее — восторг, восторг:
«Мир был поражён, когда могущественный монарх, глава великой военной державы, объявил себя поборником разоружения и мира в своих посланиях от 12/24 августа и 30 декабря, — писал о конференции французский правовед Жан де Ла Праделль (de La Pradelle). — Удивление ещё возросло, когда благодаря русской настойчивости, конференция была подготовлена, возникла, открылась»

А буквально десятью строчками ниже сообщается о печальном итоге конференции:
«Мирная конференция прошла без конфронтации участников и завершилась принятием важнейших документов, которые впоследствии всеми главными подписантами были проигнорированы. Конференция завершилась 17 (29) июля.»


9.gif Примета времени. Нынче история всё чаще изучается по википедии. Как минимум, в первом приближении, а до второго-то редко кто доходит. Википедия стремится стать, если не единственным, то уж точно самым востребованным сетевым источником на вики вечные веки вечные. Однако, доверять тётушке Вики («Tante Wiki»), которая является любимицей дядюшки Гугля («Onkel Google»), нужно с большой осторожностью.


Заглянем-ка на голландский сайт, ещё одна цитата:
«Een locatie was niet direct gevonden. De grootmachten hadden geen vertrouwen in elkaar, de Scandinavische landen waren niet geïnteresseerd, Zwitserland was gevaarlijk vanwege uitgeweken anarchisten en het Belgische parlement zag geen heil in een dergelijke conferentie. Hoewel Nederland aanvankelijk ook gematigd enthousiast reageerde op de mogelijkheid om als gastland te fungeren, werd toch toegestemd en de Eerste Internationale Vredesconferentie in Nederland was een feit.»
Если верить автопереводу, можно сделать вывод, что с самого начала складывалась весьма печальная картина. Место проведения конференции было найдено с трудом. Великие державы не доверяли друг другу, скандинавские страны не проявляли интереса, Швейцария была опасна из-за сбежавших анархистов, а парламент Бельгии вообще не видел смысла в такой конференции. Нидерланды с умеренным энтузиазмом отнеслись к возможности выступить в качестве принимающей страны, тем не менее, это было согласовано.

Немецкая газета от 19 мая 1889 года с портретом барона Стааля.
По завершении первого дня конференции.

Делегаты из 26-ти стран избрали своим председателем представителя России, посла в Великобритании барона Е. Е. Стааля.
98 делегатов. Самые большие делегации (по восемь человек) имели Россия и Турция. Германия, Австрия, Франция — по шесть. Как  сообщал популярный русский еженедельный журнал «Нива», первое заседание, на которое были допущены представители печати, продолжалось менее часа.  Голландский министр иностранных дел де-Босфор открыл «конференцию мира» блестящей речью, приветствуя от имени королевы делегатов держав. Королева Нидерландов предоставила в распоряжение конференции лучший свой замок, украшенный художественными произведениями, наиболее соответствующими задаче конференции. По предложению председателя г-на Стааля была послана благодарственная телеграмма королеве Нидерландов за радушное и теплое гостеприимство. Далее было сформировано бюро конференции, в состав которого вошли: г-н де-Босфор — почётным президентом, г-н Стааль — президентом и первый делегат Голландии — вице президентом. Нидерландская королева телеграммой на имя г-на Стааля поблагодарила конференцию за выраженные чувства.

На первом заседании принято было предложение председателя об образовании трёх комиссий:
1. о сокращении вооружений 2. о военных законах 3. о третейском суде. Затем постановлено было не допускать представителей печати на заседания, сообщения же о работе конференции передавать в печать через бюро конференции.





По завершении второго дня конференции Заметка от 20.05.1899 Burger Zeitung
Корреспондент газеты «Frankfurter Zeitung» сообщает о том, что барон Стааль простудился и слег в постель, поскольку в зале заседаний веет холодом (надо понимать, в прямом и переносном смысле).  Корреспондент выражает надежду, что это не зловещее предзнаменование (Омен), а лишь разгулявшийся по подвалу сквозняк. На момент проведения первой мирной конференции в Гааге видному российскому дипломату Егору Егоровичу Стаалю 77 лет, немецкая газета пишет: «почти восемьдесят». Далее в заметке «доброжелательно» сообщается о том, что, даже если конференция закончится безрезультатно, просматривается некий политический результат — большинство участников конференции заработает себе насморк, некоторые не только в физическом, но и в моральном смысле. (похоже, не очень-то тех депутатов газетчики жалуют)











Вот этот отзыв о конференции произвел впечатление! Из книги Amalie von Oranien, geb. Gräfin zu Solms-Braunfeld ein Lebensbild
Автор: Kleinschmidt, Arthur 1905
8752835.jpeg
Немецкий историк Артур Кляйншмидт (1848—1919). Профессор истории в Гейдельбергском университете. В 1901 году он оставил свою академическую карьеру и стал советником при дворе герцогства Ангальт-Дессау и придворным библиотекарем.
Артур Кляйншмидт в своей книге об Амалии ван Солмс описывает Oranjezaal (см. предыдущую тему):

In der Kuppel ist auch Amaliens Bild, im Witwenkleide, auf ihre Schöpfung niederschauend...




«Ах, эти чёрные глаза»
Кляйншмидт обращает внимание зрителей на потолок под куполом зала, в центре которого изображен портрет Амалии Сольмс-Браунфельсской (1602— 1675), властной, амбициозной и политически одаренной принцессы, мнившей себя королевой. Книга была издана в 1905 году. Немецкий историк напоминает читателям о Первой мирной конференции 1899 года (в книге она названа конгрессом: Weltfriedenskongreß). С какой насмешкой могли смотреть чёрные глаза Амалии на мирный конгресс, объединивший политические усилия того времени в Зале Оранских. Амалия, как хладнокровный политик, не имела ничего общего с теми взглядами, с той позицией, которую пытался выработать Всемирный конгресс мира, открывшийся в этих стенах 18 мая 1899 года. Несмотря на все благородные намерения царя Николая II, являвшегося потомком Амалии*, конгресс, как и следовало ожидать, закончился с нулевым результатом. Для Оранских война была гораздо ценнее мира. На войне они были настоящими вождями нации, в застойные мирные времена их авторитет (престиж, значимость) затмевался деньгами крупных торговцев; чтобы играть роль аристократии, денежным мешкам нужен мир, Оранским и демократии под их руководством нужна война.

*Амалия является прародительницей большинства царствующих королевских домов Европы.

Вот ведь как получается, поломал господин хороший весь альтруистичный символизм. Может, сглазили новоявленный «дворец мира» чёрные глаза.  Кляйншмидт, в сущности говоря, обвиняет европейские монархии в самоутверждении за счет войн. Нынче-то монархии к политическим играм отношение имеют ли вообще? С их прежней ролью, явной и скрытой, прекрасно справляются толстосумы. Маленькие исторические молоточки выстукивают призывную мелодию. Восхищаясь великолепными портретами, созданными талантливейшими художниками своего времени, не забывайте, кто перед вами.


Потолок зала, в котором в 1899 году проходила Первая Гаагская мирная конференция, украшал другой портрет Амалии. Oranjezaal.







1. Портрет Амалии с черепом в руках. Мастерская Геррита ван Хонтхорста. Atelier Gerard van Honthorst. На позолоченной раме изображен атрибут вдовы – шнур / кордильер с узлами в форме кренделя (weduwekoord, cordelière).
2. Портрет Амалии на досках в центре свода. Основание каждого треугольника ок. 307 см. Ребро 441 см. Купол был расписан четырьмя художниками, каждый из которых оформил по два смежных сектора. Об этом портрете Амалии и ангелочках в центре свода здесь: http://oranjezaal.rkdmonographs.nl/cat.-nr-32.html

Замечание к приведенному выше тексту книги. Кляйншмидт пишет о создании Амалией своего Маленького Люксембурга (Petit Luxembourg). Такое название загородной резиденции дает Karl Schnaas в одном из своих писем 1834 года. На соседней странице книги Кляйншмидт поясняет:
«Kolossal-Alegorien bringen Friedrich Heinrichs Leben zum Ausdruck und darum nennt Schnaase den Oranjezaal "ein Luxembourg im Klein" (im vergleich mit Rubens' Bildern von Maria Medici im Luxembourg zu Paris).»

И далее Артур Кляйншмидт описывает портрет в центре свода: Амалия в образе безутешной вдовы с черепом в руках. На сегодняшний день в Oranjezaal совсем другой портрет Амалии, без вуали, без украшений и без черепа в руках. Эти изображения имеют совершенно разную эмоциональную окраску. Пришлось мне поискать объяснение. Из комментария историка Margriet van Eikema Hommes и рестовратора Lidwien Speleers следует, что восьмиугольное панно с портретом Амалии ван Солмс  с черепом в руках украшало вершину свода зала вплоть до последней реставрации: «Het achthoekige paneel met het Portret van Amalia van Solms als weduwe met schedel prijkte tot aan de laatste restauratie als sluitstuk bovenin de koepel van de lantaarn van de Oranjezaal». В 1998-2001 г.г. Oranjezaal был полностью отреставрирован под руководством Stichting Restauratie Atelier Limburg.

Когда во время Второй мировой войны панели на куполе были сняты, чтобы отправить их вместе с другими картинами из зала Оранских в безопасное место, под ними был обнаружен более ранний портрет Амалии, нарисованный прямо на деревянных досках купола. Именно этот портрет и украшает сегодня купол Oranjezaal в королевской резиденции Huis ten Bosch.

Есть ещё одна версия портрета Амалии в образе безутешной вдовы с портретом мужа в руках, она находится в Берлине. Портрет нарисован на восьмиугольной панели практически таких же размеров, подписан «GHonthorst» и датирован: 1650. Голландский историк Jan Gerrit van Gelder (1903–1980) предполагал, что этот портрет с портретом изначально мог предназначаться для оформления купола Oranjezaal, но никаких подтверждений данному предположению нет. Рентгеновский снимок берлинского портрета показывает, что под овальным портретом Фредерика Генриха скрыт череп. Это означает, что два портрета Амалии, в Берлине и в Гааге, изначально были идентичны.

Amalie von Solms (1602-1675) in Witwentracht. Staatliche Museen zu Berlin



Ангелы на своде зала Оранских. Художники: Питер Франс де Греббер, Якоб ван Кампен, Цезарь Боэтиус ван Эвердинген. Четвертым художником, оформлявшим купол зала, назван Питер Саутман.

Ангелочек де Греббера совсем не фантазийный, прекрасный детский портрет!

На страницах поддерживаемой ангелами книги написано латинское изречение: «Nomen Laudesque Manebunt».


Tags: гравюра, картины, тема
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments