N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Из какого материала изваял Галатею Пигмалион?

Пигмалион.

у мраморных стоп преклонясь, красоту неземную
готов воспевать восхищенно, не ведая сна,
с душевным смятеньем коснувшись едва поцелуем
её, словно лилия, белого чистого лба.

мечту об ответном объятьи всем сердцем лелея,
он в грёзах дерзнёт растопить беломраморный лёд —
однажды сойдет с постамента его Галатея,
и жизнь возродится и истинный смысл обретёт.

вдоль пенного кружева волн величавого Крита
пески золотые коврами расстелятся вновь.
дыханьем своим красоту оживит Афродита,
коль скоро её призвала на подмогу Любовь.

N.

Pygmalion in love with his statue. Copper engraving of 1778. Engraved by Antoine Francoise Dennel (1741-1806) from a work by Louis Lagrenée (1724-1805)

Источник: http://www.pierotrincia.it/en/2569/Pygmalion-in-love-with-his-statue---Antoine-Francoise-Dennel---Lagrenee.html


Из какого материала? Вопрос не так прост. Множество источников рассказывают о том, что Пигмалион «вырезал из слоновой кости статую и полюбил её»: «Pygmalionis effigies eburnea in hominem mutatur» (лат.)

Однако, это вступает в противоречие практически со всеми известными живописными и скульптурными изображениями.
Скульптура «Пигмалион и Галатея», 1763 год. Скульптор Этьен Морис Фальконе (1716—1791).
Государственный Эрмитаж Фото © obiskusstve.com



Отличный источник: французская аллегорическая поэма XIII века «Роман о Розе» (фр. «Roman de la Rose»). Один из эпизодов посвящен Пигмалиону. Роман состоит из двух частей, авторами которых являются французские поэты Guillaume de Lorris (1205-1240) и Jean de Meung (1240-1305).
Об этом романе я рассказывала здесь:
История розы. Роза в древнем мире. Мифы и легенды о розах.
Иллюстраций очень много, роман был популярен:
1370 год.
Pygmalion, from a manuscript of the poem Le Roman de la Rose. British Library.



1410 год.



1475/1500


Обратите внимание на размер статуи. Где, ну, где вы возьмете такого размера слоновую кость?? Художники, которые задумывались над тем, каких размеров в реальности может достигать среднестатистический слон, рисовали вот такие иллюстрации:

Pygmalion sculptant Galatée (Roman de la rose, Ms e Mus. 65, fol. 162v)



Конечно, слоновая кость роскошный материал, теплый и мягкий её оттенок так близок к оттенку человеческой кожи. Становится понятно, как могла возникнуть легенда о влюбленном Пигмалионе. Но представить, а тем более реалистично изобразить Пигмалиона, влюбленного в подобную крошечную статуэтку, достаточно сложно.
Есть у меня предположение, что могла быть использована смешанная техника, вспомним о скульптурах из хризелефатина (дерево, золото, слоновая кость). Истоки хризелефатиновой скульптуры остаются неясными. Считается, что самыми ранними известными примерами, датируемыми 2-м тысячелетием до н.э., были статуи эгейского искусства из золота и слоновой кости из областей, которые стали частью греческого мира. Наиболее известный шедевр минойского искусства, известный как «Палаикастро Курос» – с Крита (15 век до н.э., высота ок. 50 см).

Цитата:
«Статуи хризелефатина обычно изготавливали вокруг деревянной рамы, к которой были прикреплены резные листы слоновой кости, представляющие плоть и тонкие листы сусального золота, представляющие доспехи, драпировку, волосы и другие физические детали. Кроме того, кусочки цветного стекла, а также драгоценные и полудрагоценные камни использовались для подсветки глаз и оружия».  Источник: https://gallerix.ru/pedia/sculpture--chryselephantine/

Созданная Фидием в технике хризелефатин монументальная культовая скульптура греческой богини Афины была высотой 13 метров.
Афина Парфенос. Фидий. Статуя утрачена.
1778- Engraved by Antoine Francoise Dennel.JPG





А что же у поэтов?
У Гёте Пигмалион ваял свои скульптуры из дерева, глины и мрамора. Молодая девушка Юная дева была из камня.
*
Sie schien belebt und weich und warm,
War nur von kaltem Stein;
Die hohe Brust, der weiße Arm
Lud zur Umarmung ein.



У немецкого историка Карла Юлиуса Вебера (1767—1832) в его исследовании о Демокрите («Demokritus, oder hinterlassene Papiere eines lachenden Philosophen» 1832/35) есть такие шутливые (?) строки о ревнивых жёнах и несчастных мужьях, которых Вебер сравнивает с Пигмалионом, создавшим женщину из мрамора. Важно, что из мрамора, а не из слоновой кости:
«Eine eifersüchtige Frau ist ein großes Hauskreuz, aber was ist das gegen die Marter des Unglücklichen, der täglich an seinem Grabe schaufelt , wie ein Trappist, und übler darin ist als Pygmalion -—
Der sich ein Weib aus Marmor schnitt.
Und viel von ihrer Härte litt »



Евгений Баратынский
Цитата из стихотворения «Скульптор». 1841 г.
*
Глубокий взор вперив на камень,
Художник нимфу в нем прозрел,
И пробежал по жилам пламень,
И к ней он сердцем полетел.



У современных поэтов изредка встречается мрамор, но куда чаще как материал названа слоновая кость.
Прошу прощения за короткую цитату из стихотворения, мне интересен именно материал.
Автор Семен Михайлович Венцимеров (1947 г.р.) ...ранее жил и работал на радио и в газетах Новосибирска, переехал в Нью-Йорк.
Отрывок из поэмы «Ахейские сказания»
*
Художник женщин не любил.
Точнее — ненавидел. Жил
Уединенно, бобылем...
Мечта любви таилась в нем...

Он был в ваянии силен.
Раз из слоновой кости он —
Блестящей, белой — изваял
Скульптуру девушки... Стоял —

И молча на нее глядел
Часами... Даже похудел.
Жизнь проходила стороной.
Казалась девушка живой.



Автор: Луиза Зеленина 2010 год.
*
Жил Мастер тихо, нелюдимо,
Чурался женщин, их бранил.
Судьба ж играла с ним незримо,
Чтоб для себя всё сам решил.

Однажды из блестящей кости
Статую девушки создал.
И женский мир: греха и злости,
В своём творенье обуздал.


1899 Haag 20.5.1899 (No. 116).jpgВ общем, решила я написать про мрамор. Мне он как-то в этом контексте понятнее.

P.S. 16.02.21
Стихи свои править не буду, но всё-таки уточню. Кипр / Крит.
Овидий. «Метаморфозы». Цитата из книги «Легенды и мифы Древней Греции»  Автор: Н.Кун
«Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому художнику.» То есть речь о Кипре. Пигмалион в тексте назван просто талантливым художником (скульптором).
И всё-таки Пигмалиона иногда называют царём Крита. К примеру, в опере о Пигмалионе и Галатее «Il Pigmalione» (1816) юного на тот момент времени итальянского композитора  Гаэтано Доницетти (1797—1848): «König Pigmalione von Kreta».


+ см. комментарии
Tags: гравюра, картины, стихи, стихи о...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments