N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Картины Антонио да Корреджо «Юпитер и Ио» и «Спящая Диана».

Картина итальянского живописца Антонио да Корреджо (1489— 1534) «Юпитер и Ио», написанная около 1532 года, находится в Музее истории искусств в Вене. Об этой карине есть отдельная статья в википедии. Весьма забавно внимательно прочесть пояснительный текст, описывающий «падкого на женщин Юпитера» (точнее, Юпитера/Зевса) являвшегося перед своими возлюбленными то в образе лебедя или орла, то в образе золотого дождя...
«или, как на данной картине, тёмное облако, которое Ио притягивает к себе с еле сдерживаемой чувственностью. Обращает на себя внимание контраст между исчезающей фигурой бестелесного Юпитера и пылающей жизненной силой Ио, потерявшейся в эротическом восторге, — приём, предвосхищающий работы Бернини и Рубенса. В правом нижнем углу видна голова оленя, пьющего из ручья, что, возможно, привносит в сюжет христианские мотивы» Источник: [2] Сäcilia Bischoff, 2010.

Jupiter und Io Öl auf Leinwand, 163,5 × 74 cm. Antonio da Correggio, 1531 oder 1532
Kunsthistorisches Museum, Wien


Цитата:
Ио́ (др.-греч. Ἰώ) — персонаж древнегреческой мифологии.
Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от жены своей Геры, превратил Ио в корову. Но этим громовержец не спас Ио. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать в этом Гере. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу.

Страдала несчастная Ио, никому не могла она поведать о своих страданиях; обращенная в корову, она была лишена дара речи. Не знающий сна Аргус стерег Ио, не могла она скрыться от него. Зевс видел ее страдания. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить Ио. Быстро примчался Гермес на вершину той горы, где стерег стоокий страж Ио. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей, как выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена.

Но и этим Зевс не спас Ио от гнева Геры. Она послала чудовищного овода. Своим жалом овод гнал из страны в страну обезумевшую от мучений несчастную страдалицу Ио. Нигде не находила она себе покоя. В бешеном беге неслась она все дальше и дальше, а овод летел за ней, поминутно вонзая в тело ее свое жало; жало овода жгло Ио, как раскаленное железо...Источник: Николай Кун Мифы Древней Греции.

В своих скитаниях Ио дошла до моря, позже названного в её честь Ионическим, перешла пролив, который позже назвали Босфором («коровьим бродом»). В человеческий облик она вернулась только на берегах Нила. Родившийся там сын Ио от Зевса Эпаф стал царём Египта и основателем Мемфиса, а также родоначальником героев из аргосского и фиванского мифологических циклов, в том числе Персея, Геракла, Эдипа и других.

1899 Haag 20.5.1899 (No. 116).jpgТо есть на картине изображены Юпитер/Зевс и Ио. В «Метаморфозах» Овидия Ио не принимает ухаживания Юпитера и пытается спастись бегством. Буквально бегмя бежит, но всё-таки Юпитер настигает беглянку и овладевает ею. Но Корреджо почему-то изображает Юпитера этаким нежным облаком, чья правая рука приобнимает Ио.


Олень, голова которого так загадочно вписывается в любовную сцену, вызывает недоумение и у немецких искусствоведов. Высказывается версия, что это намек на речного бога Инаха. Согласно наиболее распространённой версии мифа, Ио была дочерью Инаха:
Der Kunstgeschichte ein Rätsel ist die Figur des trinkenden Hirsches in der rechten Ecke unten, es kann sich um eine Andeutung des Vaters Ios, Inachos – eines Flussgottes – handeln [8] Источник: Patrick de Rynck, Die Kunst Bilder zu lesen. S. 168.


28.gifЯ нашла оленя. Олень остался от Дианы :) В этом легко можно убедиться, если взглянуть на гравюру «Спящая Диана», датируемую 1737-1756 г.г. Гравёр Dominique Sornique (French, 1708–1756 Paris). Гравюра сделана с картины Антонио да Корреджо «Спящая Диана».

Antonio Allegri da Correggio  Diane endormie


В стихах под гравюрой XVIII века упоминается имя Актеона, которого Диана обратила в оленя: Diane punit Actéon...




«Пылающая жизненной силой Ио» и «спящая Диана» — буквально одно лицо. Скрипач олень —  свидетель.



Тут олень виднее. На фотографии картины «Юпитер и Ио» оленя разглядеть сложновато, но он там есть. Олень хорошо виден на гравюре с картины Антонио да Корреджо, датируемой 1705 годом. Гравер Gaspard Duchange (Frankreich, 1662 - 1757).
«Jupiter und Io»

Tags: гравюра, картины, тема
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments