N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Category:

«Разноцветные боги». «Bunte Götter». Выставка полихромных скульптур. Раскрасим античные статуи?

Античные греческие и римские статуи выставлены в музеях по всему миру. Трудно представить беломраморные скульптуры раскрашенными, однако, придётся привыкать. Давно (как минимум, с XVIII века) известно, что во время работы на раскопках археологи извлекали античные статуи со следами сохранившейся краски. Речь лишь о крошечных цветных вкраплениях, о сохранившихся, едва уловимых в ультрафиолетовом свете, орнаментах. Впервые выставка «Bunte Götter» ( «Разноцветные боги»), посвящённая полихромии в античной скульптуре, была проведена с 15.12.2003 по 15.02.2004 в мюнхенской Глиптотеке. Экспозицию выставки в Мюнхене составили 12 полихромных скульптур. С 11 марта до конца сентября 2021 эта выставка, дополненная и расширенная, проводится на вилле Либигхаус во Франкфурте. Посетители смогут увидеть более 100 предметов из мировых музейных коллекций и фондов Либигхауса.

Знаменитый лучник с западного фронтона храма, посвящённого древнегреческой богине Афайе (Афее), храм находится на острове Эгина, что в Сароническом заливе. Лучник изображает троянского царевича Париса. Плотно облегающее его тело одеяние украшают великолепные узоры. Цветные орнаменты были обнаружены в ультрафиолетовых лучах, в том числе и изображения зверей на куртке Париса.

Оригинал скульптуры, ок. 505—500 до н. э. найдена в 1811 г., приобретена для Глиптотеки в 1813 г. Людвигом I. Справа: выставка в Либигхаусе.



Фото с сайта выставки Либигхауса.



Исследователи и создатели выставки утверждают, что привычный образ белоснежных античных героев, богов, богинь и прекрасных нимф на самом деле не является исторически достоверным. Большинство этих скульптур — одежда, оружие, волосы, глаза и даже кожа — при создании были раскрашены цветными пигментами. Немецкий археолог Винценц Бринкман занимается исследованиями в этой области уже более сорока лет, с начала 1980-ых. Бринкман рассказывает о том, что идея белых статуй получила развитие во времена итальянского Возрождения при копировании античных статуй. Шаг за шагом ослепительная белизна сделалась синонимом красоты и классического восприятия. А между тем следы краски на археологических находках можно было увидеть невооруженным глазом. В XIX веке об этом велись жаркие споры, которые к концу века закончились признанием факта существования полихромных скульптур.
И вот потом профессор произносит фразу, которая меня  напугала (на слух, возможно, что-то прослушала):
«Am Ende des 19 Jh eigentlich die Diskussion beendet ist. Überraschend für uns ist die Tatsache dass man Anfang des 20 J.h. dieses Wissen um die Farbigkeit der antiken Skulptur wieder verdrängt hat. Man hat so ein bißchen den Verdacht dass es hat etwas zu tun mit dem europäischen Faschismus.»
Бринкман удивляется тому, что в начале ХХ века забыли /отказались от этого открытия, как бы стерли знания о раскрашенных античных скульптурах. Есть, мол, некоторое подозрение, что это как-то связано с европейским фашизмом. С радикальной эстетикой.

Такой неожиданный поворот в теме о полихромных скульптурах встречается не впервые. Нашла передачу 2019-го года на канале ARTE, археолог Philippe Jockey решительно настроен вернуть краски и сделать мир ярче:



Цитата: «Die weißen Statuen standen für intelektuelle und rassische Überlegenheit gegenüber anderen Völkern.»
Ушам своим не верю, но в данной передаче, посвященной вопросу о цвете античных скульптур, вспоминают французского писателя-романиста, социолога, автора «арийской» расовой теории Жозефа де Гобино...Бенито Муссолини и Г-ра. Белые статуи, дескать, олицетворяли интеллектуальное и расовое превосходство над другими народами. Монохромная эстетика была использована как инструмент пропаганды в период Третьего рейха. 70 лет спустя статуи всё ещё белые...


7.gifБелые. До сих пор. И что? Разве кто-то доказал, что все статуи раскрашивались? В чём «преступление»-то? Что за намёки неуместные на Третий рейх? Возможно, интерес к выставке и данному направлению исследований недостаточно высок, вот и решили осветить вопрос под другим углом. Беломраморные статуи — это полутысячелетняя история, как минимум, которую господа хорошие решили вдруг раскрасить. Я, если что, против.




P.S.
Почитала комментарии к видео ARTE. Люди высказывают своё недоумение по поводу проводимых в передаче параллелей между цветом мрамора и расовым превосходством.
«Weiße Statuen als Symbol weißer Überlegenheit? Weiß steht für Reinheit (was auch nicht auf die Hautfarbe bezogen war) und Reinheit wiederum steht für Schönheit.»
В белом цвете нет ничего расистского. Белый цвет не символизирует превосходство, он означает чистоту (которая также не связана с цветом кожи), а чистота, в свою очередь, означает красоту.

«Weiß hat nichts mit Überlegenheit zu tun, sondern mit Reinheit... so wie die Engelsflügel usw.»
Белый цвет не имеет ничего общего с превосходством, это чистота ... как крылья ангела...

Кроме того в любой исторический период времени статуи делались не только из белого мрамора, но и из цветного, из серого, из черного, из бронзы и т. д. (бронзовые статуи исследователи тоже раскрашивают).
Также высказываются обоснованные сомнения по поводу достоверности восстановления красочного орнамента. Тут и утерянные технологии, и отсутствие информации о красителях, и непрофессиональный подход к нанесению цвета на поверхность статуй: отсутствие тональности, глубины оттенков, цвет должен иметь структуру и градацию, возникают вопросы к яркости и насыщенности цветовой гаммы. Скульптуры выглядят нереалистично, неправдоподобно. Есть мнение, что античные статуи не просто раскашивали, их раскрашивали талантливые художники.

«Ich glaube, das die Farbe in der Antike bestimmt mehr Tiefe und Tonigkeit hatte. Im Moment wirken sie etwas wie unsauber angemalte Gummi-Spielzeug-Cowboys und - Indianer aus meiner Kindheit.»
На данный момент они немного похожи на раскашенных кое-как резиновых игрушечных ковбоев и индейцев из моего детства.
«... weil die wissenschaftlich rekonstruierte Realität nicht dem eigenen Geschmack entspricht, ist es Kitsch»
Трудно, потому как научно реконструированная реальность не соответствует внутреннему восприятию, это китч.


Tags: тема
Subscribe

  • Фриц фон Уде, картина «Принцесса луга».

    Fritz von Uhde (1848-1911), «Heideprinzesschen». 1889. Staatliche Museen zu Berlin. Помимо того, что он был художником, Фриц фон Уде…

  • Рыжий март.

    стихи оглянуться не успеешь – снова лето, длинным прочерком зима в углу тетради, и ни строчки, ни полстрочки, а по свету бродит Март с…

  • ><((((o>

    «Ремикс» не ремикс, с терминами сложно. Это называется «оборотка». Под обороткой понимают стихотворный ответ, в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments