N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Category:

Пасхальный заяц. Пасхальные яйца. Пасхальные открытки. Немецкие традиции. XIX век.

Кто такой пасхальный заяц? Начну с моих любимых пасхальных открыток издательства Мунк: Der Verlag Munk (1857 - 1938). Австрия. Вена.(M.M.Vienne; M.M. Wien)
Markus Munk (1827-1916) имел магазинчик канцелярских товаров, в конце 19 века основал небольшую типографию. В 1907 году Markus und Hugo Munk регистрируются, как владельцы компании, а с 1911 Hugo Munk становится её единственным владельцем.
Стиль узнаваем. Все картинки увеличиваются щелчком мышки.

Пасхальная символика и традиции с точки зрения художников XIX- начала XX века.
Osterhase.Postkarten Vintage.

1 Munk - Ostern postkarten 1908 2 Munk - Ostern postkarten 1900 4 пасхальные открытки ретро 5 пасхальный заяц открытки

Цитата из вики:
«Пасха́льный за́яц (кролик) — пасхальный символ в культуре некоторых стран Западной Европы и США. Символ имеет языческие корни, восходящие к праздникам, посвящённым плодородию и весне.
По мнению Центра детской литературы и культуры Университета Флориды, происхождение пасхального кролика восходит к древнегерманским традициям. Тевтонское божество Эостра (Остара) было богиней весны и плодородия. Празднования в её честь проводились в день весеннего равноденствия. Её символом был кролик — животное, отличающееся чрезвычайной плодовитостью. Культ Эостры был распространён и среди англосаксов, и ассоциация зайцев с пасхальными праздниками существовала в фольклоре еще в XIX в. Считается, что зайцы несли светильники Эостры, которая была богиней утренней зари и весеннего плодородия. Корни этой традиции, скорее всего, теряются в глубине веков, так как заяц был животным, сопровождавшим Афродиту.
Остара — древнегерманский праздник начала весны и светлого времени года, роста и благополучия. Праздник посвящён богине рассвета, её имя реконструируется как Ausōs. Празднования в её честь проводились в день весеннего равноденствия.»

Один из братьев Гримм, немецкий филолог Якоб Людвиг Карл Гримм  (1785 – 1863),  ссылаясь на рукопись монаха англосаксонской церкви Kirchenhistoriker Beda Venerabilis (672/673 – 735) , связывал происхождение слова "Пасха"  с именем  германской богини Eostrae ( Göttin namens „Eostrae“).
Ostern- нем. Пасха
Easter- англ.Пасха


Ostara (1884) Художник Johannes Gehrts и Беда Достопочтенный –  Beda Venerabilis (672/673 – 735)
Ostara _Johannes Gehrts Beda Venerabilis in einem mittelalterlichen Manuskript


Далее мой перевод, источники: немецкоговорящая вики, газетные сообщения и журнальные статьи 19 века.
Vielfach gelten auch nicht die eigentlichen Ostereier, sondern die Gründonnerstags- und Karfreitagseier als besonders zauberkräftig, und von dem Geschenkei des Gründonnerstags spricht schon 1715 das Frauenzimmerlexikon des Amaranthes als von einem "Rotei". Doch dürfen die Gründonnerstagseier oft erst am Ostersonntag verzehrt werden.

Разукрашивать яйца к Пасхе в Германии начали давным-давно, дарили их в воскресенье на Пасху, но ещё сто лет назад кое-где этот обычай связывали именно с Чистым четвергом на пасхальной неделе: красили яйца и пекли куличи (часто в форме овечек) именно в Чистый четверг.
Профессор медицины Георг Франк ( Medizinprofessor Georg Franck) в трактате „De ovis paschalibus – von Oster-Eyern“ в 1682 году описывает зайца, одаривающего пасхальными яйцами протестантских детишек. Для развлечения и удовольствия детей и взрослых заяц прячет подарки в траве и кустарнике. Данное описание давалось для Эльзаса, Пфальца и Вестфалии (Elsass, die Pfalz und Westfalen).

По немецкой традиции пасхальный заяц на праздник одаривает хороших деток, прячет гнездо с разноцветными яйцами в траве неподалёку от дома. Дети с огромным удовольствием отыскивают и собирают пасхальные яйца, складывая их в корзиночки.

Это картинка из немецкого журнала Der Bazar 1885-го года.

Osterhase Der Bazar1885


Мне этот пасхальный заяц почему-то напоминает Робин Гуда, только вместо меча или кинжала на поясе висит морковка. Как можно заметить, речь идёт именно о зайце, длинноногом, длинноухом, рослом таком зайце. Никакому кролику поднять такой мешок с подарками просто не под силу.

Вот ещё зайчик. Этого я как-то раз сфотографировала на Пасху в городе Лимбурге.
пасхальный зайчик из соломы


И другие...
В историческо-географической ретроспективе можно говорить о конкурентах пасхального зайца-кролика: в Вестфалии и Нижней Саксонии (Westfalen und Niedersachsen) яйца разносила лиса, в Верхней Баварии и Шлезвиг-Гольштейне на севере Германии (Oberbayern und Schleswig-Holstein) — «нести яйца» вменялось в обязанности петуху, в Восточной Германии (Ostdeutschland )пасхальные подарки приносил аист, в Швейцарии (Schweiz) — кукушка. Тогда же был привлечен к увлекательной пасхальной игровой церемонии и заяц. Постепенно он вытеснил всех других конкурентов и утвердился в роли дарителя подарков по всей Германии.

Возможно, что заяц лучше других подходил на эту роль. Взрослые прятали пасхальные яйца в траве, рядом с домом, а дикие зайцы (кролики) паслись неподалёку, не очень-то и прячась от людских глаз. Зайцы и сегодня встречаются в черте города, в своё удовольствие прыгают по газонам и лужайкам, носятся по примыкающим к парковой зоне детским площадкам, скажем, в Висбадене или Майнце, особенно к вечеру и ранним утром, когда прохожих не так много, днём ушастые отсыпаются в зарослях кустарника. А вот лиса или аист заглядывают в гости гораздо реже, они пугливее и осторожнее.

Ostern



Пекари с давних времен выпекали (да и сейчас традицию поддерживают) на Пасху фигурки ягнят, маленькая овечка Osterlamm, так же как и заяц, курица, распушившаяся веточка вербы, является атрибутом праздника. Есть предположение, что однажды овечки получились слишком уж длинноухими и в процессе выпечки превратились в зайцев (...der Osterhase eine versehentliche Erfindung der Bäcker ist, denen das gebackene Osterlamm mitunter etwas zu langohrig geriet...). Всё может быть.

Овечки на пасхальных открытках начала 20-го века. Издательство Мунк.
M.M. Vienne 1913 M. Munk Wien Munk - Ostern  1913 Ostern postkart Munk - 1904

Курочки и цыплята.
1c1 Munk Vienne! Ostern пасхальные открытки 1900 Munk - sign R.R. v. Wichera - Hühner und Küken

M.M. Munk vintage M.M. Vienne 1906 vintage пасхальные открытки винтаж Munk - Ostern 2

M.M.Vienne Ostern 1907 M.M.Vienne Ostern M.M. Wien Ostern M. M. Wien Ostern


Первая в этом ряду открытка самая "новая" 1931 года, для каких-то открыток год указан в Grafik-info (от 1900...).
Видно, что открытки выпускались маленькими сериями.
1931Munk Ostern - sign R.R. v. Wichera старинные открытки издательство Мунк Ostern postkart 1913 1912 Postkarte Glückwunsch Ostern,


Шоколадные и выпечные овечки продаются в немецких магазинах и в настоящее время.
Но лидером среди разнообразных кондитерских изделий, заполняющих полки магазинов к Пасхе, является заяц шоколадный. Шоколадное яйцо, как таковое, слегка подрастеряло свою значимость относительно праздника Пасхи из-за киндер-сюрпризов, на мой взгляд. Вчера в магазине моё внимание привлекла булочка в виде ромашки с пятью лепестками, в центре которой было запечено самоё настоящее крашеное пасхальное яичко, вся эта цветочно-булочная красота с разноцветными сердцевинками стоила 99 центов.

Символами Пасхи становилось всё, что выражало обновление (пасхальные ручьи, веточки вербы, первые цветы), свет (пасхальный огонь) и жизнь (яйца, куличи, зайцы, овечки и цыплята).


Пасхальный заяц стал широко известен за пределами Европы благодаря немецкоговорящим эмигрантам. Особую популярность он завоевал в Америке, где его называют Easter Bunny. В России в начале 20 века тоже выпускались открытки с пасхальными зайцами, но в советские времена истории о пасхальных зайцах как-то подзабылись. Лично я зайцам рада (особенно шоколадным), но считаю, что данный персонаж весьма и весьма способствует секуляризации церковного праздника. С Вайнахтсманом нет никаких проблем, тот же Дед Мороз, знакомый и любимый с детства, совсем другое дело - пасхальный заяц, вызывающий двойственные чувства. Моё мнение, в России пасхальный заяц всё-таки не приживётся, разве что в виде шоколадки.

По запросу " Easter Bunny" в сети, надо сказать, картинки не всегда отвечают праздничной тематике, в отличие от немецкого Osterhase.

Easter_bunny_by_Loopydave  Easter_Bunny 1857 Действительно ли 1857 год, очень любопытно?

Вашингтон. Катание яиц на лужайке перед Белым домом в 1887-ом году, изображенное на данной картинке, выглядит очень демократично: босоногие негритянские детишки бегут по горке вместе с детьми из богатых семей. Никаких поварёшек в их руках нет, на каком этапе истории американские дети вооружаются поварёшками нужно ещё разобраться. Тут всё просто, выигрывает тот, чьё пасхальное яичко укатится дальше других. На картинке, к моему изумлению, яйца не просто катятся с горы, но и подпрыгивают не хуже резиновых мячиков. В описании говорится, что данное мероприятие проводилось (...подсчитала...с 1878 года) ранним утром в Светлый Пасхальный понедельник, а не в воскресный день, как сейчас.

 Катание яиц перед Белым домом  1887 Ostereier Rollen_Egg roll on the White House




Bemalte Eier. Osterscherzen. В журнале "Der Bazar" за 1893 год предлагается несколько примеров пасхальных шуток.

Osterschmuck  1893 Der Bazar


Фигура 1- весёлый молодой человек из двух яичных скорлупок (ausgeblasene) и полосок бумаги. Для изготовления человечка предлагается взять два сырых яйца, проколоть иглой маленькие отверстия сверху и снизу и выдуть содержимое, опустошив яичную скорлупку. Затем необходимо нарисовать глаза, нос и рот, пояс и пуговки. Можно приклеить ватную бороду и пышную шевелюру, как на рисунках 2 и 3. Руки и ноги вырезают из бумаги, раскрашивают и приклеивают.
При изготовлении Фигуры 4 используется скорлупа грецкого ореха, юбка изготовляется из бумаги. Голова и тело фигурок соединяются нитью при помощи иглы.

Вариант 5. Данный рисунок наносится на яйцо при помощи острого осколка стекла, которым процарапываются линии. Для окраски яйца используется специальный сорт дерева (лианы) из Америки Fernambukholz (Blauholz). * Имеется ввиду кампешевое дерево Измельчённая древесина кампешевого дерева является источником ценного красильного вещества — кампеша, или синего сандала. Свежесрубленная древесина имеет кроваво-красный цвет (откуда и название дерева), но от окисления пигмента на воздухе она принимает сначала тёмно-фиолетовый, а затем тёмно-синеватый и почти чёрный цвет.
Вариант 6. Один из вариантов растительного орнамента, которым украшают яичную скорлупу. Подходящие по размеру листочки, найденные в саду или в лесу, просто приклеиваются к скорлупе, веточки дорисовываются.
Вариант 7. Странная птица. Для её изготовления требуется одно яйцо и пёрышки. Перья украшают хвост и голову странной птицы, шея и голова изготавливаются из воска (Wachsstock). Глаза предлагается изготовить из ярких маленьких бусинок.
В данной инструкции подчёркивается, как важно правильно очистить яичную скорлупу от содержимого, выдуть, очистить, обработать бензином (?). Описываются способы окрашивания яичной скорлупы (например, в кипящей воде вместе с яркими лоскутками материи).
Эти весёлые фигурки использовались для праздничной декорации. В настоящее время в Германии к Пасхе украшают нераспустившиеся ещё веточки деревьев и кустарников перед домом (Ostereierbaum, Eierbaum), используя для этого практичные, устойчивые к любым погодным условиям, яркие яйца из настоящей пластмассы. Смотрится очень нарядно. Рекорд Гиннесса - 76.596 яиц на одном дереве, установлен в 2007 году в одном из зоопарков Ростока. Иногда украшают яйцами веточки берёзы, собранные в небольшой букет (Osterstrauß). Конечно, разукрашиванием и изготовлением пасхальных декораций дети с радостью занимаются и сегодня. Расписываются, окрашиваются и наряжаются и варёные яйца, а не только пустые скорлупки.
eierbaum_190

Saalfelder Ostereierbaum.
Об истории украшения этого пасхального дерева можно почитать в википедии. Эта яблоня растёт в Заальфельде в Тюрингии. В 1965 году её впервые украсили к Пасхе, яичных скорлупок на тот момент на дереве развесили всего-навсего 18 штук. Дерево росло и количество подвесок увеличивалось с каждым годом. После Пасхи разукрашенные пасхальные яйца хозяева аккуратно снимают и сохраняют до следующего праздника. Украшать яблоню помогают все соседи, одной семье Крафт не справиться.
Фото из сети.
Ostereierbaum in Saalfeld 2009



Ещё один источник 17-го века.
Известно, что одно из первых упоминаний о крашеных пасхальных яйцах в Германии было сделано в 16-ом веке. Рассказ о спрятанных пасхальных яйцах, которые должны были разыскивать дети, дан в дневнике настоятеля монастыря des Abtes Jakob vom Kloster Schuttern (Ortenaukreis) в 1691 году.

Цветовая дифференциация.
Цвета, в которые окашиваются пасхальные яйца, имеют определённое значение, по версии немецкоговорящей wiki:
Красный цвет символизирует жертву Христа.
Желтый обозначает стремление к просветлению и мудрости.
Белый цвет- цвет чистоты.
Зеленый означает юность и невинность.
Оранжевый - силу, выносливость и честолюбие.

Забавы.
Например, в Баварии с давних времён существовали обычаи проводить соревнования с пасхальными яйцами, победитель определялся в зависимости от того, насколько выбранное им варёное яйцо выдерживало различные броски и удары. Как такового обычая христосоваться (чокаться) яйцами и целоваться, как это принято у православных, в общем-то в Германии нет и не было. Хотя традиция "биться яйцами" в Германии существовала с давних пор, это скорее соревнование, игра, которая называется Osterbrauch (Ostereier „ticken“, „düpfen“, „ditschen“, „tüppen“, „kitschen“, „pecken“, „tütschen“, „dotzen“ oder „kicken“ − mundartlich für „zusammenstoßen“), обычай распространён в частности в Баварии, в Пфальце, в Южном Тироле, во многих регионах Австрии и далее через Балканы до России.

фото из сети:
ostereier-suchen-kicken

Катание яиц - в Германии называется Ostereierschieben, это когда дети из богатых семей, скатывали яйца по склону горы, а внизу их собирали дети из семей победнее. В России в старину скатывали яйца с лотка или желоба, просто с  наклонной плоскости. Если игрок попадал в какой-то из предметов, разложенных на полу или на земле, то этот предмет считался выигранным. Целью были маленькие подарки, безделушки или другие пасхальные яйца. Возрождается ли где-нибудь в России эта традиция в настоящее время, не знаю. А вот в Америке стало традиционным катание яиц на лужайке перед Белым Домом (White House Easter Egg Roll). Эта игра отличается от русской. Соревнуясь, дети катают яйца поварёшками.

Пасха в дореволюционной России.
1855 Русский музей. Никола́й Андре́евич Ко́шелев (1840-1918)
Nikolai Andrejewitsch Koschelew Дети,_катающие_пасхальные_яйца


Пасхальные открытки начала 20-го века в России (само собой дореволюционные). Хорошо известны открытки Елизаветы Меркурьевны Бём, первые три. Ниже-  пасхальные зайцы и поиск подарков в траве, если судить по одежде ребёнка, я бы сказала двадцатые годы, но быть такого не может,  только до 17 года.
Елизавета Бём Елизавета Бём открытки

Пасха Елизавета Бём пасхальные открытки история

6 з10 easter-card Пасха открытки

Коробочки-подвески к Пасхе 1894 год.
Но вернёмся в Германию 19-го века. Вот статья из журнала Der Bazar за 1894 год.
Всем известно, что на праздник принято прятать крашеные пасхальные яйца, а также сахарные или шоколадные, в гнёздах из соломы или просто в траве, так, чтобы дети легко могли их отыскать. Этот номер журнала предлагает разнообразить праздник, сделав своими руками коробочки для яиц, которые можно подвесить в укромных уголках. Шаблоны и варианты рисунков приводятся в статье.
Ostern 1894 Der Bazar

+ Продолжение: шаблоны для картонных коробочек 1894 год.
+ Корзинки для яиц 1895 год: специальные тёплые одёжки и расшитая покрышка-салфеточка для того, чтобы сохранить тепло.  Расписная скорлупка-подвеска, мотив совсем не религиозный.+ Корзинка для яиц с бантиками и стихи 1897 год. Все картинки увеличиваются щелчком мышки.
Самоделки к Пасхе 1894 год Korb mit Eiern 1895  Gedichte zu Ostern 1897

Новое- это хорошо забытое старое. Нашла цветные вязаные шапочки ↓ , в 1895 году предлагались (скорее) вязаные носочки , сохраняющие тепло и защищающие от ударов судьбы :)
Следующие две картинки взяты  из журнала solnushki.ru:  Подставка под яйца "Пасхальный заяц" (оригами)
Origami von Paulo Mulatinho, хотя, взглянув на этого пасхального зайца-оригами с кармашком-кенгурушкой, я подумала, что у Paulo Mulatinho наверняка есть соавтор. Paulo Mulatinho родом из Бразилии, он более 20 лет проживает в городе Фрайзинг в Баварии. Авторство приписывают именно ему:)
пасхальный заяц поделки к Пасхе


...и ещё один зайчик нашёлся и приумножился, как-то он мне поднял настроение)

ostern



Osterbrunnen.
Из Франконской Швейцарии (Бавария) пошёл обычай украшать к Пасхе фонтаны (источники). Лет сто этой традиции, говорят, что исторически это связано со славянскими языческими обрядами. Источники воды, особенно в горных районах, имели важное значение и почитались с древних времён. Предполагают, что возобновлённая в начале 20 века традиция пышного праздничного оформления колодцев и скважин рассматривалась как способ привлечения туристов. В 1930-е годы эти идеи были подхвачены нацистской пропагандой, переосмыслившей исторические факты на германский лад («источник культа предков»), о славянских корнях вспоминать было не принято. После Второй мировой войны об украшении Osterbrunnen совсем было позабыли. В 1952 врач из Нюрнберга Dr. Kunstmann вместе с женой предпринял попытки возрождения традиции. По всей Германии такое пасхальное украшение широко распространилось с 1980-хх годов, а с 2000-ых традицию переняли и северные земли. В маленьких городках действующие фонтаны на площади перед церквью или просто расположенные в центре в зоне отдыха украшают зелеными ветками и гирляндами расписных пасхальных яйц (в настоящее время, пластиковых, часто разукрашенных детьми). Композиции могут быть дополнены персонажами библейских сюжетов (см. фото), птичками и даже, как можно заметить, пасхальными зайцами. Там, где фонтанчики-источники отсутствуют пасхальные короны (или, к примеру, зонты-балдахины из яичных гирлянд)существуют сами по себе, как украшение праздника (см.последняя фотография Eltville Rheingau ). Прежде расписывали настоящие пустые яичные скорлупки, но такие украшения оказались слишком хрупкими, их заменили на пластиковые.

Мои фотографии Ober-Olm Osterbrunnen 2014:
Ober-Olm Osterbrunnen. 2014

Этот же фонтан, украшенный к Пасхе, фрагменты, все фотографии увеличиваются.


Ober-Olm Osterbrunnen 2014. Ober-Olm Osterbrunnen.  2014 Ober-Olm Osterbrunnenfest 2014

Ober-Olm Osterbrunnen 2014, Nieder Olm Osterbrunnen- но сам фонтан пока не работает, Eltville Реин.
 Osterbrunnen Nieder Olm Osterbrunnen Eltville Ostern

Ещё одна серия открыток. Немецкий художник Carl Robert Arthur Thiele (1860-1936).
Продуманный ответ на вопрос, откуда же зайцы берут пасхальные яйца.







ostereier-faerben Carl Robert Arthur Thiele eierdiebe Carl Robert Arthur Thiele

Роль курицы, с точки зрения художника, самая что ни на есть главная, а заяц так, на побегушках.
А то ведь с умников станется... Заяц «несёт яйца» в переносном смысле, в смысле, переносит пасхальные яйца от поставщика (курицы)
к потребителю. По некоторым сведениям, ещё и раскрашивает, в этом ему охотно помогают садовые и лесные гномы. Гномы на новогодних и пасхальных поздравительных открытках разносят подарки уже более ста лет, о гномах в стране нибелунгов забывать не надо, это тоже история.
Эта серия открыток периода 1909-1915, (возможно) вплоть до 1930-го. Открытки в зелёной рамке от других художников.
Ostern 1912
Zwerg bemalt Ostereier, Osterkarte

Как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Трудно переоценить роль пасхальных зайцев в истории. Серия Пасхальные зайцы с музыкальными инструментами. Немецкий художник Carl Robert Arthur Thiele (1860-1936). Открытки этого художника собраны на сайте Osterhase.org.
osterhase-musikant osterhase-Musikant osterhase-Musikant osterhase-Musikant

И ещё два слова о сериях открыток. Не так уж много имён художников сохранило время.
Американская художница Ellen Clapsaddle (1865-1934) и её голландская тема Dutch (englisch für „holländisch“ oder „Holländer“). Лёгким движением руки брюки превращаются рождественские открытки превращаются в пасхальные. Это приблизительно 1908 год.

Ellen Clapsaddle postcard Ellen Clapsaddle Ostern 19-20 j.h. Ellen Clapsaddle 1909



Для меня интересными являются сведения почерпнутые в старинных немецких журналах девятнадцатого века. Пусть даже это обыкновенные женские журналы, такие, например, как Frauen-Zeitung.
Домик с зайцами 1896 год. Автор заметки пишет, что ежегодно оформляет подобные инсталляции к Пасхе и к Рождеству. Композиция, размером 76х80 см, сделана из мха, коры, сучьев, шишек,  фигурок животных и птиц. Вокруг премиленького домика полно зайцев, порхают голуби, у стола стоит пудель, а в гнезде - аист.
Тут как раз дано описание игры - катание яиц с горы,  в 1896 году: Spiele.
Фотографии на картоне, пасхальные мотивы.
Курица с руками смотрится неожиданно. Attrappe (муляж) 1893 год.

Ostern Frauen-Zeitung  1896 1893 Пасхальные украшения

Повозка с пасхальными подарками 1894 год. Повозка сделана из толстого картона, палочек-верёвочек, цветных лент. Центр картонного колеса- из пробки. В повозке можно разглядеть огромное страусиное яйцо: пустая скорлупка со сладостями. Зайцы из сахара и шоколада. Заяц, запряженный в повозку, вполне может быть настоящим живым зайцем, при определённом навыке дрессуры.
Ostern Frauen-Zeitung 1894


Ещё одна пасхальная композиция: зайцы у колодца 1897 года. Костюм пасхального зайца для ребёнка 1896 год. И другие идеи пасхальных подарков.
Ostern Frauen-Zeitung 1895 -пасхальные украшения

Текст из журнала 1897 года повествует о пасхальных зайцах и богине весны по имени Ostara, о пробуждающейся природе и празднике. Рассказывает об этапах подготовки к празднику  Пасхи (начиная с уборки помещения)).
Brennstift выжигательный аппарат. С помощью выжигательного аппарата писали имена и монограммы на пасхальных яйцах, что требовало определенного навыка. Акварельные краски сложно наносить на  яичную скорлупу, особенно, если вдруг на поверхность  попала капелька жира. Масляные краски сохнут слишком медленно. В статье рассказывается об эмали: Email-Farben - сохнут быстро, яркие и привлекательные, радуют глаз.

Ещё один персонаж - пасхальный человечек из теста, Ostermännchen. Современную картинку добавила к рассказу и рецепту выпечки 1898 года: Ostermännchen aus Hefeteig, Ostermännchen selber backen. Варёное окрашенное яйцо запекается в тесте. По такому же принципу делали и булочки-ромашки, о которых я рассказывала выше.
Фигурки пасхальных зайцев классные.

Пасха Германия История Frauen-Zeitung 1897 1896 Ostermännchen Frauen-Zeitung 1898


Пасхальные сувениры своими руками. Оформление. Из журналов XIX века.
Пасхальные корзиночки. Пасхальные композиции и букеты. Можно рассмотреть яйцо-копилку с прорезью для монет. На специальной деревянной подставке Eierbrett огромный выбор, хорошо видно, как можно раскрасить пасхальные яйца.
пасхальные традиции пасхальные зайцы оформление  1
Здесь показаны примеры оформления пасхальных композиций с соломенной шляпкой и деревянным башмачком.

пасхальные традиции пасхальные поделки


Tags: открытки, тема, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments