N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Роза Лютера. Тысячелетняя роза из Хильдесхайма. Ложечки с Хильдесхаймской розой.Часть IV Самые-самые

История розы. Самая старая роза в мире. Столовые приборы, украшенные изображением розы. Самая "богатая" и щедрая роза. Мой рассказ

Luther-Rose auf Wappenschild Lucas Cranach 1562.
Luther-Rose auf Wappenschild umgeben von Ährenkranz Luther-Porträt_Chranah_Lucas_1562
О печати Лютера хотела сказать пару слов ещё в первой части своего обзора, но не нашлось подходящей картинки. И вот отыскала в берлинской библиотеке в одной из монографий 1562 года великолепный рисунок Лукаса Кранаха младшего. Это знаменитая Роза Лютера. Интересно отметить, что на рисунке христианский крест в центре изображен в виде буквы Т. Описание печати Лютера позаимствую из Wiki, мне хотелось прежде всего опубликовать ещё одну прекрасную иллюстрацию, о которой в русскоязычной сети ранее (вроде как) не упоминалось.

Печать Лютера или Роза Лютера — самый известный символ лютеранства. Это была печать, разработанная для Мартина Лютера (1483 — 1546) по приказу курфюрста Саксонии Иоанна-Фридриха Великодушного (Johann Friedrich des Großmütigen) в 1530 году, когда Лютер пребывал в Кобургской крепости во время Аугсбургского рейхстага. Лазарус Шпенглер (Lazarus Spengler), которому Лютер написал своё истолкование, послал Лютеру рисунок этой печати. Лютер рассматривал её как компендиум, как краткое изложение своей теологии и веры, впоследствии он использовал печать для авторизации своей переписки. 15 сентября 1530 года Лютер проинформировал Филиппа Меланхтона, что принц нанес ему визит в Кобургской крепости и преподнес ему кольцо с печатью.

Толкование деталей печати дано в письме Лютера Лазарусу Шпенглеру:

«Благодать вам и мир от Господа Нашего. Вы хотели узнать, попала ли в точку моя печать, что вы мне выслали; я отвечу Вам по-дружески и изложу свои первоначальные мысли, а также ту причину, по которой моя печать является символом моей теологии. Первым должен быть черный крест на сердце, которое окрашено в свой естественный цвет, так что мне будет напомнено, что вера в распятого [Христа] вводит нас в Царство Небесное. «Потому что сердцем веруют к праведности» (Рим. 10:10). Хотя это и черный крест, который умерщвляет и должен также причинять боль, он оставляет сердцу его естественный цвет. Он не искажает природу, то есть не убивает, а сохраняет её живой. «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17). А сердце изображено в центре цветка белой розы, олицетворяющей радость, утешение и умиротворение, которые приносит вера. Другими словами, она помещает верующего в белую розу радости, «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Иоанн 14:27).


Розе же надлежит быть белой, а не красной. Ведь белый цвет — это цвет духовности и всех ангелов (см. Матфей 28:3; Иоанн 20:12). Роза благоухает в небесно-голубом поле. И такое благолепие в духе и вере есть начало будущей небесной услады. Поле окружено золотым кольцом. Это означает, что небесному блаженству нет конца; оно будет длиться вечно. Оно дороже всех радостей и благ, точно так же, как золото выше, благороднее, ценнее всех металлов. Это мой compendium theologiae [краткое изложение теологии]. Я хотел представить это объяснение Вам в знак нашей дружбы, в надеже на Ваше понимание. Да прибудет Христос, наш Господь, с Вашей душой вечно. Аминь.»





Чуть более подробное толкование позаимствовано мной из вики, в нем как раз рассказывается об огненных языках, мастерски изображенных Лукасом Кранахом на страницах монографии.


«Черный крест, символ креста, на котором был распят Иисус Христос. Он в центре розы, что показывает центральное значение жертвы Иисуса. Вера в смерть Иисуса на кресте и в его воскрешение спасает душу.

Красное сердце, символ сердца христиан. Так как крест дает жизнь христианам, которые в свою очередь должны любить так, как любил Иисус.

Белая роза, символ радости и мира. Роза — символ Христа. Пять лепестков символизируют пять ран Христовых. Роза символ Девы Марии.

Золотые огненные языки, символ Святого Духа. Они расположены среди лепестков розы, но их нет на первоначальной розе Лютера; иногда их заменяют листьями. Они олицетворяют огненные языки Святого Духа, сошедшие на апостолов в день Сошествия Святого Духа. Они показывают, что Святой Дух освещает христиан и ведет их к счастью: любить своего Спасителя и нести свидетельство своей веры. Проповедь апостолов приносит плоды, так как Святой Дух волнует и воспламеняет сердца.

Синий фон, символ небес. Он показывает что за радостью веры следует начало новой жизни на небе.

Золотое кольцо, символ вечности. Как золото, которое не ржавеет и является самым драгоценным из металлов, это символизирует вечную жизнь на небе, ожидающую христиан. Лукас Кранах изобразил золотой венок.»





Герб рода дворян Лютер внесен в Часть 15 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи. Розу Лютера можно встретить на немецких, венгерских, российских гербах, в виде лепнины, украшающей древние стены, на витражах соборов и церквей, как например, на витражных окнах со львами и попугаями церкви Августинского монастыря Эрфурта, в котором Мартин Лютер жил, как монах-августинец.







«старо какъ міръ!»
Rosen-Zeitung Frankfurt a.M. 1895
Die ältesten Rosen
В этой заметке рассказывается удивительная история. В Риме в одном из доминиканских монастырей росла роза, некогда доставленная с острова Сан-Доминго. Та самая роза, шипами которой святой Франциск Ассизский (1182—1226) истязал себя, дабы очистить тело от «демонов» страсти. Там, где падали капли крови святого, расцветали розы. Бурые пятна «ржавчины», которые появлялись на листьях розы – это проступающая на зелени кровь из ран замученных святых. Хотела найти сведения об этой розе в современных источниках, но мои поиски не увенчались успехом. Вполне возможно, XX век оказался для той римской розы губительным.

О тысячелетней розе в Хильдесхайме. Thousand-years rosebush.

Фото ок.1955 года. Витражи в окнах целы, может быть все-таки фото довоенное? На современных фотографиях витражи отсутствуют. Фото из сети.
Hildesheim_Rosenstock Hildesheim_Rosenstock am Dom
Уже более тысячи лет на кусте дикой розы, который поддерживают и защищиют древние стены аспиды Хильдесхаймского собора Вознесения Пресвятой Богородицы (Святой Марии), в конце мая расцветают нежные бледно-розовые цветки. Старинная легенда рассказывает о мессе, которую приказал отслужить находившийся на охоте Людовик I Благочестивый (778—840), сын и наследник Карла Великого. В походных условиях реликварий был закреплен на ветвях дикой розы, но после вознесенных молитв реликварий снять с ветки не удалось. Император расценил данный знак как предзнаменование. По легенде это событие произошло в 815 году, точный возраст розы остаётся неизвестен. Вокруг куста дикой розы были возведены первые здания будущей епархии. Собор был посвящен Святой Марии, символом которой является роза.
В приведенной выше заметке Rosen-Zeitung за 1895 год говорится, что профессор ботаники Johannes Lennis считает, что возраст данного куста роз превышает 1000 лет. Епископ Hetzilo (*—1065), который управлял епархией в Хильдесхайме в XXI веке, упоминает о розе с оговоркой, что куст роз уже очень стар. Документально подтверждено, что данной розе не менее 300 лет это написано в 1895-ом, нынче прибавляют ещё сотню: не менее 400 лет.

Из англоязычной вики:
Тысячелетний розовый куст в Хильдесхайме. Rosa canina (шиповник собачий). Апсида собора около 21 метра (69 футов) в высоту и 9 метров (30 футов) в ширину. Розовый куст достигает высоты около 10 метров (33 футов)...но мне думается, нынешний куст выше десяти метров.
Фото из сети. Растёт розочка.
r3_4

И цветёт...июнь 2015
Hildesheim-Rose blüht_ndr_de_2015

Во время бомбардировок союзных войск 22 марта 1945 года Собор в Хильдесхайме сильно пострадал, но розовый куст выжил: находящиеся под землей корни растения не были повреждены. Уже в весной 1945 года появилось 20 новых побегов, а к 1948 году на кусте расцвело 122 цветка. Куст шиповника является символом самого города. Роза в Хильдесхайме считается старейшей живой розой в мире.
Собор в Хильдесхайме занесён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Серебряная памятная монета "тысячелетняя роза" к 1200-летнему юбилею города Хильдесхайм. Silber (333/1000) 32,5 мм 815—2015.
produkt-liste-sammlung-eineEL_zoom_gross_muenze produkt-liste-sammlung-eineEL_zoom_gross_muenze


«Not all roses are so durable; the longest living rose bushes are mostly categorised as wild roses. Garden roses and other rose cultivars may have a much shorter lifespan of only a couple of hundred years. The tea rose has the shortest lifespan: it might not survive more than thirty to fifty years...» Не все розы являются настолько живучими; самыми-самыми считаются дикие розы. Продолжительность жизни садовых роз составляет всего пару сотен лет, у чайной розы и того меньше: от тридцати до пятидесяти лет.


«Hildesheimer Rose»-Besteck. Lieblingslöffelchen. Ложечки нашлись!
Hildesheimer Rose-Besteck


Albert Bodemer «Hildesheimer Rose» -Anfangsmodelle
Albert Bodemer Hildesheimer Rose-Anfangsmodelle

В Германии очень популярно столовое серебро с изображением розы из Хильдесхайма. У многих людей в домашнем хозяйстве есть столовые приборы, которые выполнены в стиле Хильдесхаймской розы, привносящей нотку романтики при сервировке праздничного стола. Дизайн Хильдесхаймской розы традиционен для старейших ювелирных домов Европы. Это не только чайные ложечки, но и всевозможные ювелирные украшения, заколки, кольца, серьги, гребни с изображением розы. Когда впервые появились столовые приборы, украшенные розой, мне разобраться пока не удалось, но, к примеру, читала, что в каталоге американской компании Daniel Low & Co 1874 года были представлены чайные ложечки, украшенные различными цветочными мотивами, в том числе и чайной розой, и цветком дикой розы (шиповника).* Точно известно, что в 1919 году немецкая ювелирная компания Christoph Widmann разрабатывает дизайн и даёт название кофейным столовым приборам: Kaffeebesteck «Die Original Hildesheimer Rose». В 1920-х годах были сделаны первые копии столовых приборов Хильдесхаймской розы, с тех самых пор серебряная розочка украсила бесчисленное множество всевозможных предметов и до сих пор пользуется спросом. Особенно модными такие столовые приборы были после Второй мировой. Бум 50-х и 60-х привел к появлению огромного числа дизайнерских вариантов Хильдесхаймской розы, в одном из изданий по теме собрано 230 моделей. Обычно на серебряных приборах стоит клемо «800» или «835», реже «830» или «925», штамп «90» или «100» - это посеребренные столовые приборы, ложечки делают и с позолотой (видела варианты из нержавейки и прессованные из каких-то дешевых материалов вообще без клейма). Столовые приборы с серебряной розой выпускались и выпускаются самыми различными фирмами, в том числе и ныне существующими: Auerhahn, BMF, Justinus, Quist, Paul Wirths, WMF. Старинная серебряная мануфактура Antiksilber-Manufaktur Christoph Widmann считается первой, кто начал выпускать столовые приборы с таким названием. Есть и другие с подобной тематикой, например, производитель der Hersteller D. Schleissner с  названием «Hanauer Rose».

Фото собрала в единую композицию, их очень много в сети. «Hildesheimer Rose»
Hildesheimer Rose_Besteck


Вот здесь хороши видно, насколько разными могут быть розочки. «Hildesheimer Rose»
Hildesheimer Rose_



* По поводу каталога 1874 года американской компании Daniel Low & Co, где любопытсвующие заметили ложечку с розой, похожей на Хильдесхаймскую. Об этом каталоге одни рассказы. Вот, на первой из каринок утверждается, что данные ложечки, изготовленные в 20 веке американской фирмой Reed & Barton (существующей с 1824 года), повторяют дизайн ложечек из каталога Daniel Low & Co 1874 года.
s2Set Of 8 Harlequin Coffee Spoons Sterling Silver Reed Barton 1941Set Of 8 Harlequin Coffee Spoons Sterling Silver Reed Barton 1941
Я нашла эту серию на ebay прямо в оригинальной упаковке, набор со странным названием «Арлекин»: Set Of 8 Harlequin Coffee Spoons Sterling Silver Reed&Barton 1941. Роза в наборе названа чайной — ложечки кофейные, а роза чайная. А ещё шиповник, кувшинка, незабудки, золотарник канадский Goldenrod,  каллы Galla Lily, цветы яблони Appleblossom, Штокроза (мальва) Holly Hock мне показалась похожей на вьюнок. Действительно, Хильдесхаймская серебряная розочка, украшающая столовые приборы, больше похожа на чайную, чем на дикую Rosa canina (шиповник собачий), которая в Хильдесхайме зовется тысячелетней.







Нашла ещё одну интересную заметку...
Rosen-Zeitung 1892
В 1892 году 35000 роз на крещение сына заказал из южной Франции Prinz Friedrich Leopold (1865—1931). Впечатляет!


Самая щедрая роза.
Цитата из Rosen-Zeitung 1897 года. Статья «Charakterbilder aus der Geschichte derRose» Автор Otto Schultze:
«Banksia-Rose. Sie steht im Garten der Marine zu Toulon, und wurde 1813 durch Boupland als starker Baum dorthin geschickt; sie hat über dem Boden beinahe 1 Meter Umfang. Ihre Zweige bedecken eine 75 Fuss breite und 18 Fuss hohe Mauer. Alljährlich müssen Hunderte ihrer Triebe abgeschnitten werden, für welche kein Raum mehr ist...»
В Тулоне (Франция) росла кустовая роза, посаженная в 1813 году, во время наивысшей интенсивности цветения на ней распускалось 50000 (!) цветков. Этот куст в основании достигал одного метра и опирался на стену 23 метра в ширину и 5.5 метров в высоту. Причем цветков было бы куда больше, если бы не приходилось обрезать новые побеги из-за недостатка площади. Роза Бэнкс (Rosa banksiae) — вид рода Шиповник семейства Розовые. Увы, ни сведений о судьбе этой розы в XX веке, ни сведений о саде, в котором она росла, мне найти не удалось...хотя русскоязычная вики упоминает об этой истории:
«У растущего в Тулоне старого экземпляра белой розы Бэнкс диаметр ствола у основания достигал около 70 см, на небольшой высоте ствол образовывал 6 ветвей, самая толстая из которых была 45 см»

Этой истории почти 200 лет. Статья 1897 года цитирует ещё более раннюю, в которой рассказывается о щедрой тулонской розе, цветущей в апреле-мае и имеющей 50.000—60.000 цветков одновременно: Bayreuther Zeitung: 1859,1/6.


Rosa banksiae. Не знаю, как можно пересчитать всю эту красоту, тут требуется садовник с навыками звездочета)
800px-Rosa_banksiae_var._lutea_3 Rosa banksiae, Lady Banks' Rose









Raphael Kirchner (1876 - 1917)
John William Waterhouse (1849–1917)
Raphael Kirchner (1876 - 1917) john-william-waterhouse-the-soul-of-the-rose_
Tags: тема, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments