N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Художник Георгий Иосифович Рублев.

Рублев Георгий Иосифович (1902-1975) – живописец монументально-декоративного жанра, график, акварелист. В 2002 году в Москве к столетию со дня рождения художника была организована выставка его ранних работ, которая, по мнению работников Третьяковской галереи, должна была стать «одним из крупнейших открытий в изучении искусства 1920-1930-х годов» (с) ж-л "Коммерсантъ Weekend" №229 от 20.12.2002. Но меня привлекли более поздние работы Георгия Рублева, относящиеся к монументально-декоративного жанру, созданные в то время, «когда имя Рублева скорее ассоциировалось с оформлением парадов и демонстраций на Красной площади».(с) ж-л "Коммерсантъ Weekend" №229 от 20.12.2002


Часть первая.
Москва. Фрагмент мозаичного панно «Парад войск на Красной площади» на станции метро Добрынинская.
Художник Георгий Рублёв (начало работ: 1948)


Наземный павильон станции метро «Добрынинская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. С 21.12.2006 по 11.06.2008 была проведена реставрация.
33_2.jpg

33_2.jpg 33_2.jpg 33_2.jpg

Триптих. Автором двух панно, «Парад советских войск» и «В.И. Ленин» с шестнадцатью гербами союзных республик, является Георгий Рублев. Работа над панно была начата в 1948 году. Автор панно «Парад физкультурников» (справа) Б.В. Иорданский. На панно «Парад советских войск» солдаты несли знамя с изображением Ленина и Сталина в профиль, после развенчания культа личности там появился знак «Гвардия». Спортсмены на панно Иорданского несли портрет Сталина, который в середине 1960-х годов был заменён на портрет Гагарина. Эти мозаичные панно – первый в истории советской монументальной живописи опыт по созданию сложных масштабных композиций из смальты, каждое панно площадью ок.23 м². Работа проводилась в мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде.

В 1951 году в вестибюле станции была установлена скульптура из гипса «Сталин за трибуной» (скульптор Д. П. Шварц)
33_2.jpg 33_2.jpg 33_2.jpg








Бурятский государственный академический театр оперы и балета в Улан-Удэ.
Плафон зрительного зала работы Георгия Рублёва, 1948-1951.
Фото из сети.

*
Цитата:
Внимательно и глубоко изучал Рублев народное искусство Бурятии. Дважды он путешествует вместе с (Борисом Вячеславовичем) Иорданским по стране, много времени проводит в Краеведческом музее народного творчества в Кяхте (Кяхтинский краеведческий музей?). Своеобразным и богатым оказался национальный орнамент с присущим ему языком символов, выражающим то пожелания мира и благоденствия, то счасть и долголетия, удачи в делах, чистоты сердца и ясности мысли. Рублев знакомится с <.> зарисовками бытовой утвари, костюмов, вышивок ит.д. Однако этнографические подробности не заслонили главного — стремления увидеть и показать наших современникков, деятельных, увлеченных.

Рублев создает художественно-правдивые, жизненно убедительные образы — бурятской школьницы, девушки-флейтистки, поющего бурята, старика арата...Картина «Бурятка в свадебном наряде» 1948 (с) кн. Н. Беспаловой 1972


Архитекторам была поставлена задача →
Цитата:
найти решение можно было только с помощью воплощения в этом здании национального стиля. Для его разработки была проведена колоссальная работа. Художники Г. И. Рублев и Б.В. Иорданский изучили все доступные в то время образцы народного прикладного искусства, которые имелись на территории Бурят-монгольской АССР и разработали орнаменты, которые украшают здание по всему периметру. Это орнамент, расположенный с внутренней стороны карниза и орнамент, проходящий по верхнему краю декоративного руста здания, а также постаментов пятифонарных канделябров перед северным фасадом театра.
(с) искусствовед Раднаева Ю. Д.

Над росписью плафона в зрительном зале театра в Улан-Удэ художники Г. И. Рублев и Б.В. Иорданский работали с 1947 по 1952 г. Работа выполнена в технике темперы. Желание полнее выразить тему строительства новой жизни в Бурятии реализовано в реалистически трактованной многофигурной сцене, где каждый из персонажей должен олицетворять собою труд рабочих, земледельцев, рыбаков, творческой интеллигенции и т. д. (с) http://www.конференция.com.ua/pages/view/301





Петербург. Станция «Балтийская», мозаичная картина «Выстрел Авроры». «Мозаика на станции «Балтийская» выложена из кусочков мрамора и цветных камней. Этот образец так называемой флорентийской мозаики является единственным в Ленинграде.» цитата из книги «Достопримечательности Ленинграда», Лениздат, 1961 год.
Художник Георгий Рублев, ему в работе помогал сын – Игорь Рублев.

Станция «Балтийская», мозаичная картина «Выстрел Авроры».
Подробнее.
«К панно стоит присмотреться, оно уникально. Обычно мозаику изготавливают из смальты, но тут особый случай, картина выложена из кусочков мрамора и цветных камней. Такую технику мозаики называют «пластинчатой», или «флорентийской», в России она применялась редко. Отец и сын Рублёвы фактически воскресили технику старых итальянских мастеров. Молодой художник И.Г. Рублёв почти всё лето провел в цехах Московского мраморного завода, в груде мрамора или яшмы отыскивая камень нужного оттенка и тут же отдавая на машину вырубать из них кусочки требуемого размера.

Московский художник Георгий Иосифович Рублёв (1902–1975) учился на монументальном отделении живописного факультета Высших художественно-технических мастерских. Преподавал в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной в Ленинграде. Автор монументальных росписей «с безоблачно счастливыми советскими людьми в безоблачных небесах» в Доме культуры Московского метрополитена, клубе им. Ф.Э. Дзержинского МВД СССР, на станции метро «Серпуховская».

В 1930-е гг. написал картину «Сталин». «По обличительной силе, - пишет искусствовед Е. Громов, - этот портрет Сталина сопоставим только с известным стихотворением О. Мандельштама... В фигуре вождя чудится что-то дьявольское, он так же страшен, коварен, злобен». Но, по воспоминаниям его сына, Рублёв не собирался создавать сатирическое произведение, таким оно получилось помимо воли автора. Портрет найден в старых холстах художника после его смерти. Сын Георгия Иосифовича, Игорь Георгиевич Рублёв (1925–2010), в 1942 г. призывается на фронт. Войну закончил старшим сержантом технической службы 761-й истребительного Полоцкого орденов Суворова и Кутузова авиационного полка. Замечательный иллюстратор детских книг.


В проекте оформления торцевой стены предполагалось иным, на панно хотели изобразить Сталина в окружении моряков-балтийцев. Ещё об одном замысле рассказал в 1950 г. корреспонденту газеты «Ленинградский метрополитен» архитектор М.К. Бенуа: «Торцевая стена центрального зала станции будет представлять собой карту Балтийского моря, выполненную из мрамора. Карта послужит фоном для бюста товарища Сталина, с чьим именем связаны развитие и боевые успехи военно-морских сил нашей Родины».

В перспективе станция «Балтийская» должна приобрести второй выход, который должен появиться на участке южнее пересечения набережной Обводного канала и Варшавского проезда, рдом с бывшим Варшавским вокзалом. Рассматривается возможность построить новый выход в торце станции, где нынче находится декоративное панно «1917 год», переместив мозаику на стену перехода, как на «Площади Александра Невского», либо вывести как на «Пушкинской», над одним из перронов.»
Книга Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, наземные вестибюли.

Андрей Жданов. 2017






Роспись в сталинских высотках.
33_2.jpg
33_2.jpg


Текст книги Натальи Беспаловой Издательство: Советский художник, Москва. 1972 год:
...Рублев создает живописные плафоны для московских гостиниц «Ленинградская» (1953, архитекторы Л.М. Поляков, А.Я. Борецкий) и «Украина» (1956, архитекторы А.Г. Мордвинов, М.В. Першин)
В барочно-пышную, пластически богатую лепнину замысловатых по конфигурации клейм невысокого, восьмиметрового зала гостиницы «Ленинградская» Рублев помещает трехчастную композицию «Праздник на Ленинских горах». Выбор сюжетов, особенно сцена народного гулянья левой части плафона, говорит о поисках более простого жизненного содержания, чуждого внешней патетики. Лиричность и особую теплоту придает введенный в композицию мягкий, спокойный пейзаж Подмосковья.
В отличие от ранее рассмотренных композиций, в плафоне гостиницы «Украина» мы встречаемся с малофигурным сюжетом, где главное внимание уделено архитектурным мотивам. Белокаменная златокупольная громада древней Софии горделиво красуется рядом с динамичным выразительным силуэтом конного памятника выдающегося украинского государственного деятеля Богдана Хмельницкого М.И. Микешина. На другой стороне росписи — новое высотное здание на Крещатике, фланкированное уступами домов с баллюстрадами и лестницами. Видны небольшие группы любующихся столицей горожан и играющих детей. Некоторые из фигур имеют чисто стаффажное значение. Продуманно отобранные мотивы раскрывают смысловую основу темы «Киев», его богатое историческое прошлое и современность.
Введение в композицию натюрмортов, красиво, декоративно скомпонованных, где каждый предмет приобретает атрибутивное значение, также помогает раскрытию темы. Куманец, корзины яблок, лукошки с ягодами, горы груш вместе со снопами золотистой пшеницы и подсолнухами с их мясистыми черно-коричневыми сердцевинами в ореоле ярких желтых лепестков говорят о щедрости и изобилии украинской земли.

Начатая Рублевым в 1954 году роспись «СССР — страна социализма» в клубе имени Дзержинского МВД СССР в Москве (архитектор И.И. Фомин) свидетельствует о поисках новых композиционных решений. Впервые столь последовательно он обращается к плоскостно-декоративному решению, которое должно было подчеркнуть архитектоническую плоскость прмоугольного потолка. Даже предполагаемые вставки-панно (не осуществленные по независящим от художника причинам) трактовались как барельефы, не вызывающие иллюзий пространственности. С увлечением разрабатывается художниками новая советская геральдика. Новаторски используются традиционные изображения, которые обогащаются новыми мотивами, рожденными современной действительностью. Классицистические снопики стилизованных злаков опоясываются лентами, перехватывающими эмблему рабоче-крестьянской власти — серп и молот, символизирующие мощь и силу дубовые ветви перевиты орденскими лентами славы. Вводятся гербы, государственные флаги, пятиконечные звезды. Это пластически насыщенное орнаментальное обрамление оче...Рублев создает живописные плафоны для московских гостиниц «Ленинградская» (1953, архитекторы Л.М. Поляков, А.Я. Борецкий) и «Украина» (1956, архитекторы А.Г. Мордвинов, М.В. Першин)
В барочно-пышную, пластически богатую лепнину замысловатых по конфигурации клейм невысокого, восьмиметрового зала гостиницы «Ленинградская» Рублев помещает трехчастную композицию «Праздник на Ленинских горах». Выбор сюжетов, особенно сцена народного гулянья левой части плафона, говорит о поисках более простого жизненного содержания, чуждого внешней патетики. Лиричность и особую теплоту придает введенный в композицию мягкий, спокойный пейзаж Подмосковья.
В отличие от ранее рассмотренных композиций, в плафоне гостиницы «Украина» мы встречаемся с малофигурным сюжетом, где главное внимание уделено архитектурным мотивам. Белокаменная златокупольная громада древней Софии горделиво красуется рядом с динамичным выразительным силуэтом конного памятника выдающегося украинского государственного деятеля Богдана Хмельницкого М.И. Микешина. На другой стороне росписи — новое высотное здание на Крещатике, фланкированное уступами домов с баллюстрадами и лестницами. Видны небольшие группы любующихся столицей горожан и играющих детей. Некоторые из фигур имеют чисто стаффажное значение. Продуманно отобранные мотивы раскрывают смысловую основу темы «Киев», его богатое историческое прошлое и современность.
Введение в композицию натюрмортов, красиво, декоративно скомпонованных, где каждый предмет приобретает атрибутивное значение, также помогает раскрытию темы. Куманец, корзины яблок, лукошки с ягодами, горы груш вместе со снопами золотистой пшеницы и подсолнухами с их мясистыми черно-коричневыми сердцевинами в ореоле ярких желтых лепестков говорят о щедрости и изобилии украинской земли.

Начатая Рублевым в 1954 году роспись «СССР — страна социализма» в клубе имени Дзержинского МВД СССР в Москве (архитектор И.И. Фомин) свидетельствует о поисках новых композиционных решений. Впервые столь последовательно он обращается к плоскостно-декоративному решению, которое должно было подчеркнуть архитектоническую плоскость прмоугольного потолка. Даже предполагаемые вставки-панно (не осуществленные по независящим от художника причинам) трактовались как барельефы, не вызывающие иллюзий пространственности. С увлечением разрабатывается художниками новая советская геральдика. Новаторски используются традиционные изображения, которые обогащаются новыми мотивами, рожденными современной действительностью. Классицистические снопики стилизованных злаков опоясываются лентами, перехватывающими эмблему рабоче-крестьянской власти — серп и молот, символизирующие мощь и силу дубовые ветви перевиты орденскими лентами славы. Вводятся гербы, государственные флаги, пятиконечные звезды. Это пластически насыщенное орнаментальное обрамление очень интересно и должно быть отнесено к авторским удачам. Однако незавершенность росписи не дает полного представления о творческом замысле ансамбля в целом.

Поиски в области плоскостно-декоративных композиций были предприняты Рублевым через три года в фигурной росписи театра Калининграда (1958-1959, архитектор П.В.Кухтенцов). Театральный зал — подковообразное помещение, перекрытое плоским потолком, общая площадь которого 300 м.кв. В эту разомкнутую около сцены форму закомпонована овальная композиция на тему братского сплочения народов в борьбе за мир.
* Не могу найти панно работы Рублева в Калининградском театре...там должен быть фрагмент: японская девушка 1959 год.
 Не могу найти роспись Рублева в г-це «Украина»... Еще хотелось бы найти картину «Победившие мечтатели» 1970.






Дополнение от 19.03.21
Так выглядит книга: Наталья Беспалова «Георгий Рублев».
55.jpg

М.: Советский художник, 1972. 50 с., 29 л. ил. 21,5 х 17 см. Тираж 20 000 экземпляров.
На аукционе bidspirit к продаже предлагался экземпляр с дарственной надписью Георгия Рублева в адрес художника А. М. Нюренберга.





Часть вторая, критическая.
https://n-dank.livejournal.com/88254.html



Полностью мою тему читать по ссылке:
http://weblog.33bru.com/blog.kommentar.25164085.html
По данной ссылке также несколько слов об иллюстрациях сына Георгия Рублева — Игоря Георгиевича Рублёва (1925–2010)
Игорь Георгиевич Рублев был первым иллюстратором книг Юнны Мориц.
Tags: истории, картины, тема
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments