N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Красный рай для детей (или красный детский рай, по смыслу: рай для детей в стране Советов)

В продолжение темы о том, как на примере довоенных советских карикатур немецкая пропаганда рассказывала о молодежи СССР, о пионерах и комсомольцах. Начало здесь: https://n-dank.livejournal.com/86451.html

Достали мне эту книжицу, издание 1941 года . Автор Dr. Adelheid Petmecky.

Признаться честно, мне гораздо интереснее было рассматривать карикатуры советских художников, чем следить за манипуляциями нацистской пропаганды относительно тех или иных обсуждаемых событий и явлений советской действительности.

Фрау Adelheid Petmecky на первых страницах книги обрисовывает бедственное, ухудшающееся год от года, положение жизни в СССР. Все происходящее, по её мнению, является следствием губительной большевистской системы, вина возлагается на руководство страны:
«All das war Lediglich die Folge des jüdisch-bolschewistischen Systems und der Unfähigkeit seiner führenden Schicht.»
Большевики не могли полностью решить проблемы при помощи террора и насилия, поэтому (для отвода глаз) занялись «самокритикой», которая позволила обратить народный гнев на некого «виновника» (или группу «виновных»), процессы против вредителей не прекращались по всей стране, и народ надеялся на то, что жизнь станет лучше. Подобные показательные процессы лишь отвлекали внимание народа от главного виновника, которым являлся большевизм.
«Die Schuld daran trug allein das bolschewistische System. Allerdings, der Ankläger war in keinem Falle der Staat oder das bolschewistische System; darum auch diesse von jüdischen Gehirnen raffiniert ausgeklügelten Kampagnen der "Selbstkritik", deren wichtigste Aufgabe war, den wirklich Schuldigen, den Bolschewismus, der Gefahr zu entziehen, daß in ihm der Verantwortliche gesucht wurde.»

Самый пристальный интерес в книге уделяется методам воспитания советской молодежи, ведь именно молодежь должна была стать прочной опорой большевистской системы. Рассказывается, что молодых людей воспитывали в духе вопиющего материализма (im krassesten Materialismus), в атмосфере классовой ненависти и страха перед тем, что было некоммунистическим, молодых людей использовали (ausspielen противопоставляли) против старшего поколения, против остатков старого буржуазного общества (gegen jene Überbleibsei der alten bourgeoisen Gesellschaft), читай, против той части культурной интеллигенции, которую еще не успел уничтожить большевистский режим.

Adelheid Petmecky, подчеркивая ценность полученной из советских газет информации, убеждает читателей в том, что эта «кампания» с «самокритикой» и «карикатурами» была инсценирована «сверху». В действительности никто никаких действенных мер и не собирался проводить. Всё это не более чем инсценировка, видимость борьбы с нарушениями. Публикуемые в книге невообразимые для немецких читателей откровения (Enthüllungen (само)разоблачения) не открывают всей ужасающей картины, это лишь незначительная часть проблем, за которой кроются куда более страшные вещи: «sagt das Schlimme, um das Schlimmste nicht sagen zu müssen.»

Наглядный пример невоспитанности большевистских детей, как иной раз бывает в трамвае. Карикатура была напечатана в «Пионерской правде» от 4 января 1938 года. Читателям разъясняют, что уважение к пожилым людям не принадлежит к основным правилам воспитания советской молодежи. Ни старику, ни женщине места не уступят.






На стр. 18 приводятся цитаты из газеты «Комсомольская правда» от 9 июля и «Правда» от 20 июля 1938 года о живительных лучах сталинской заботы о подрастающем поколении, о первоочередных задачах по организации досуга детей в СССР, о неустанной заботе государства об образовании и здоровье подрастающего поколения. Ниже приводится карикатура. Типичный образчик геббельсовской пропаганды, читателей уверяют, что именно так в действительности выглядят достижения социалистической революции: грязный двор, летящие в окна камни, неопрятные, грубые, махающие дубинами вместо хоккейных клюшек подростки. А один, самый рисковый и хулиганистый, покуривает, демонстративно свесив ноги с крыши дома. В воротах изображен опасливо заглядывающий милиционер с портфелем под мышкой.
Подпись под картинкой:
Это довольно точное изображение того, что я увидел в доме № 63 по Большой Грузинской улице. Милиционер заглядывает в этот дом значительно чаще, чем комсомольские работники, вожатые, педагоги. К.Ротов. *[скорее всего это рисунок знаменитого иллюстратора и карикатуриста Константина Павловича Ротова (1902—1959)]


Под такой удручающей картинкой еще более издевательски смотрится цитата из газеты «Комсомольская правда» 1939 года о том, что для детей государство не жалеет сил и средств, для советских детей строятся красивые дворцы и парки, открываются прекрасные библиотеки, кинотеатры, театры и детские железные дороги.




Да, дворцы пионеров и пионерские лагеря являются красной тряпкой для автора книги. Именно их существование Adelheid Petmecky пытается опровергнуть, нет в СССР никакого счастливого детства, нет никаких дворцов для детей (разве что для избранных). Автор разоблачает большевистскую пропаганду на примере советской «самокритики».
На стр. 21 опубликованы две карикатуры из газеты «Комсомольская правда» от 28 апреля 1938 года. Приводится цитата из «Комсомолки» про то, что простым советским детям проще пролезть через игольное ушко, чем попасть во Дворец пионеров. И далее автор книги от себя поясняет (с применением типичных для нацистских пропагандистов формулировок), что этих дворцов едва хватает для детей высокопоставленных советских функционеров. Хотя я вижу в приведенных карикатурах совершенно противоположный смысл: теперь-то как раз дворцы мальчишкам вполне доступны, о чем свидетельствует диалог.





А вот так выглядят хваленые советские парки отдыха, впору схватиться за голову. Подпись под картинкой стр. 22: ЕДИНСТВЕННЫЙ АТТРАКЦИОН. Многие детские парки не подготовились к зиме. Обледеневший заведующий как единственный аттракцион. Картинка из журнала «Вожатый» № 10 за октябрь 1936 года. Рис. Л.Смехова. Аттракционы: «Бег в мешках: через пень-колоду», «Веселые трубочисты», «Веселая хлопушка: дерни за хвост», «Дерни за нос», «Веселые бочки», комната смеха, где посетителям предлагают взглянуть на себя в зеркало.
Подпись под картинкой стр. 23 из журнала «Вожатый» № 8 за август 1936: «Веселая жизнь». Некоторые детские парки оборудованы нелепыми и вредными для здоровья детей аттракционами. Рис. Л.Смехова.
Автор разъясняет, что данные проблемы никого не волнуют, главное что всему миру было заявлено о самых «счастливых детях» в мире, и что советские дети живут в «детском раю».





А книги! Вот она «ужасная» (в данном случае кавычки мои) советская действительность в умелых тисках нацистской пропагандистской машины. Только в музее советские дети могут полюбоваться на детскую книжку, в действительности такая книга никогда не попадет к ним в руки. На практике достаточно того, по-видимому, что детки штудируют работы Маркса-Ленина-Сталина.
Подпись к картинке: В Ленинграде организуется музей редкой книги. Детской литературы в магазинах нет.





Слышите, как в далеком 1941-ом заливается смехом фрау доктор, рассказывая про то, что дети сталинской эпохи имеют не только «дворцы», но и «лагеря», которые не приведены в порядок. Подписи на рисунке:
На пустыре: «Здесь будет спорт-городок»
Рядом с лужей, в которой нежится свинья: «Место для купания»
На усыпанной мусором лужайке: «Солнечные ванны»
Стрелка с указателем: «Внимание! Река 16 км отсюда. Желающие будут ходить на экскурсию к реке.»
*Подпись к карикатуре «Подготовились...», к сожалению, не читается, но можно разглядеть уточнение: «из писем», вероятно, печальное состояние летнего лагеря почерпнуто из писем, приходящих в редакцию.

Подпись к карикатуре на стр.25.: Во многих лагерях вместо живого, увлекательного отдыха детей заставляют бесконечно марщировать и рапортовать. На картинке плачет даже солнышко, весел и бодр только начальник лагеря, стоящий на трибуне вместе с вожатами. Ответственный за парад (в галифе) кого-то подозрительно напоминает. Возглавляют бесконечное, изнурённое, истекающее потом шествие повар с поваренком.


На следующей карикатуре как бы намекают, чтобы полопать, нужно потопать, в лес по ягоды.





Глава: УЧИТЕЛЬ-ШКОЛА-УЧЕНИК.
Тема начинается с обсуждения большевистского декрета о ликвидации неграмотности. Цитируется Deutsche Zentral-Zeitung* от 14.11.37: «Советская школа растит пламенных интернационалистов.» *DZZ была органом немецкой секции Коммунистического Интернационала, выходила с 1927 по 1939 год в Москве. В ней публиковались выступления и заявления Сталина, правительственные заявления и важные сообщения КПСС.
Громкие заявления и печальная реальность на карикатуре, опубликованной в газете «Комсомольская правда» за 12.04.1939. Рис. И.Семенова.





Пояснительный текст к карикатуре «История с орфографией», рис. А. Риди:
В школах еще нет единого фронта борьбы за грамотность учащихся. Преподаватели истории, математики, биологии и других дисциплин зачастую не исправляют орфографических ошибок школьников. Внимание немецких читателей обращают на катастрофическую безграмотность советских школьников: 11 ошибок в одном коротеньком предложении!





Пояснительный текст к карикатуре «В районном отделе народного образования», рис. А. Риди:
Многие районные отделы народного образования — учреждения призванные насаждать культуру — сами являются примером расхлябанности и бескультурия. Пояснения на немецком: это обычный рабочий день носителей большевистской культуры. Вот так выглядят учителя большевистской молодежи.






Глава: КОМСОМОЛ.
Надписи вроде все читаются. У девочки в руках горшок с табличкой: родословное дерево. Пояснение на немецком, мол, будущая комсомолка принесла с собой родословное дерево, чтобы продемонстрировть свое пролетарское происхождение. Принятие (вступление) в комсомол связано с рядом трудностей, но зато перед комсомольцами открывается масса возможностей, это привилегированная прослойка. Ну, а как еще объяснить читателям столь массовое движение советской молодежи (?), не иначе как меркантильными интересами, рвачеством и погоней за выгодой.


Активность, деятельность и результаты работы комсомольцев демонстрируются на карикатурах «Прозаседавшиеся» и «Ораторофон»: Некоторые райкомы комсомола увлекаются совещаниями «по работе в школе», не реализуя мероприятий намеченных на этих совещаниях.





Очень и очень в тему данной книжицы карикатура «В пылу «самокритики»». Даже слово «самокритика» взято в кавычки, как в немецком варианте. Разница только в интерпретации.
Пояснительная подпись к карикатуре на русском: Некоторые комсомольские руководители, пытаясь предупредить резкую заслуженную критику их деятельности со стороны комсомольцев и активистов, прибегают в своих докладах и выступлениях к самобичеванию, заранее признавая правильной критику, которая будет по их адресу.






Глава: ПИОНЕРИЯ.
И снова поднимается раздражающая нацистов тема советских дворцов пионеров, на этой странице вроде как и не к месту. Ведь речь в обсуждаемой карикатуре идет об очковтирательстве, о работе, проводимой лишь на бумаге и не выходящей за пределы пионерской комнаты.

«Viel Geschrei nach außen über die wunderbaren Paläste für Pionere, die zukünftigen «Erbauer des bolschewistischen Weltreiches», in Wahrheit aber ein armseliges Dahinvegetieren! Theorie und Praxis, wie überal im Bolshcewistenreich, verhalten sich auch hier genau entgegengesetzt.»
Весь мир наслышан о чудесных дворцах для пионеров, но теория и практика, как всегда у большевиков — это две большие разницы. Ниже бросается упрёк в методах воспитания: военная подготовка с малых лет! (напомню, хотя точный месяц выхода книги мне не известен, но это 1941 год, война уже идет)

Стишок:
Воображением богатый,
Вообразил один вожатый
Военную работу так...
Воображать другие стали
И тир, в котором не стреляли,
И лес, что издали видали.
И с гор катанье — кое-как.
Богатое воображенье!
Но ни на грош соображенья.
Карикатура «Богатое воображение» была опубликована в журнале «Вожатый» в феврале 1938 года.

***решила я ссылку дать, совсем недавно искала информацию про ленинградскую палехскую роспись во Дворце пионеров им.Жданова, о работе замечательного художника Ивана Ивановича Зубкова во Дворце пионеров. По времени эта работа в точности совпадает с написанием представленной здесь немецкой книги, утверждающей, что никаких дворцов пионеров в СССР нет. Есть!!! Точнее были. И дворцы, и дома пионеров, абсолютно бесплатные и доступные каждому ребенку (проверено на себе)). Посмотрите какая сказочная красота создавалась для ленинградских детей лучшими художниками страны:
http://weblog.33bru.com/blog.kommentar.25119924.html


Эту карикатуру я сохраню ради опубликованного письма в редакцию. Остается только восхищаться доверию к прессе, неравнодушию к проблеме и целеустремленностью девочек, написавших письмо в редакцию «Комсомольской правды» в октябре 1937 года.





А это нацистский вариант истории про Павлика Морозова. Текст приведен полностью, в предыдущем абзаце говорится о высказываниях изветного теоретика большевизма Бухарина на XIII съезде РКП(б) (“О работе среди молодежи”) в июне 1924-го.
На стр.10 рассказывается о ликующих (triumphierend) сообщениях советской прессы по поводу установки памятника 14-летнему Павлику Морозову, который донес на своего отца (колхозного крестьянина). Отец оставил у себя часть зерна. Голод и бедствие заставили человека совершить этот поступок. Отца отправили в Сибирь на 15 лет, а сына публично восхваляли в прессе и представляли в качестве образца для подражения для большевистской молодежи. Мальчиков и девочек призывали подражать ему, что они и делали предостаточно в последующие годы.
То есть в рассказе про Павлика Морозова даже не упоминается о смерти мальчика, из текста следует, что большевики Павлику Морозову за донос на отца памятник установить решили, объявив его примером для подражания. Так в книге выглядит молодое революционное поколение «höchst revolutionäre Generation».


Ужасной советской молодежи противопоставляется NS-молодежь. Это другой мир. Сильные и здоровые корни, молодежь, воспитанная в духе народного единства и готовая умереть за национальные идеалы:
«Stark und gesund in ihren Wurzeln, mit ihren vielfältigen Organisazionen und Einrichtungen beweist heute im Kriege die deutsche Jugend, die H<...>jugend, daß sie im Geiste der Volksgemeinschaft erzogen wird, daß sie nach der Verwirklichung nationaler und sozialer Ideale stirbt.»
Далее по тексту книги идут восхваления немецкой молодежи: Быть здоровым и подтянутым (крепким) — это первый принцип воспитания немецкой молодежи. Послушание и работа над собственным воспитанием прежде всего. (явно с ухмылкой) У них нет «дворцов» для детей, нет детских площадок с «аттракционами», никто не разводит (использован глагол как в случае разведения животных или растений: züchten) «вундеркиндов». (Про «липовых» советских вундеркиндов смотрите первую часть).




В книге публикуются фотографии. Таково, по мнению нацистских пропагандистов, реальное лицо «счастливейшей молодежи в мире». Так в действительности выглядела советская молодежь.


Tags: тема
Subscribe

  • Фриц фон Уде, картина «Принцесса луга».

    Fritz von Uhde (1848-1911), «Heideprinzesschen». 1889. Staatliche Museen zu Berlin. Помимо того, что он был художником, Фриц фон Уде…

  • Рыжий март.

    стихи оглянуться не успеешь – снова лето, длинным прочерком зима в углу тетради, и ни строчки, ни полстрочки, а по свету бродит Март с…

  • ><((((o>

    «Ремикс» не ремикс, с терминами сложно. Это называется «оборотка». Под обороткой понимают стихотворный ответ, в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments