N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Дегенеративное искусство («Entartete Kunst»). Немецкие художники в период между мировыми войнами.

Была на выставке «Vergessene Moderne». Период между мировыми войнами в Германии (NS-Zeit), художники так называемого «потерянного», «утраченного» поколения (Künstler der sogenannten „verschollenen“ Generation). Хочу поделиться впечатлениями о работах нескольких художников, искусство которых было диффамировано национал-социалистами, судьба этих художников и скульпторов так или иначе связана с понятием «Entartete Kunst», с гонениями и репрессиями NS-периода.
Из вики: «Entartete Kunst» — «Дегенеративное искусство» — термин нацистской пропаганды для обозначения авангардного искусства, которое представлялось не только модернистским, антиклассическим, но и еврейско-большевистским, антигерманским, а потому опасным для нации и для всей арийской расы.

«Onkel Google» и «Tante Wiki» (дядюшка Гугл и тётушка Вики) подсказывают около сорока имен (на русском 52) самых известных из, среди которых и Пабло Пикассо, и Оскар Кокошка, и Марк Шагал, Василий Кандинский и Пауль Клее со своим «Голубым конем». Всего на «Большой германской художественной выставке» 1937 года в павильоне «Дегенеративное искусство» было представлено около 650 конфискованных из 32 немецких музеев работ 112 художников и скульпторов. Выставка открылась 19 июля 1937 года в Мюнхене в парке Хофгартен (Hofgarten). Данная экспозиция вызвала огромный интерес, до апреля 1941 года она объехала ещё 12 городов, её посетили около 3-х миллионов зрителей (надо заметить, что вход был свободным, этим тоже объяснятется такой наплыв посетителей). Подверглись осуждению и гонению импрессионизм, дадаизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм и всяческий сюрреализм, самая страшная судьба постигла художников, репрессированных по расовому признаку и в соотвествии с известными принципами нацистской идеологии.
Имена представленных на выставке «Vergessene Moderne» 11-ти художников и скульпторов практически неизвестны, точнее, позабыты. Как оказалось, очень популярны в сети и востребованы только работы Отто Панкока, что прежде всего обусловлено его активной художественной, антивоенной и преподавательской деятельностью в 50-ых годах. Так часто бывает, позабыли о тех, кто погиб в 30-40-ых, но их работы сберегли родные, друзья и частные коллекционеры. Помимо картин, скульптур и фотографий важнейшей тематической составляющей данной выставки были стенды с биографиями. Попробую вкратце пересказать биографии.


«Vergessene Moderne» Ingelheim. Altes Rathaus.
(с) allgemeine zeitung Foto: Thomas Schmidt

Herman Blumenthal (1905-1942)
Открывают выставку «Vergessene Moderne» работы немецкого скульптора Германа Блюменталя. Творческий его путь вплоть до 1937-го года можно назвать весьма успешным. Блюменталь считался очень одаренным молодым скульптором.
В 1929-ом (в 24 года, еще до завершении академического образования) Герман Блюменталь стал членом немецкого Союза художников и его наградили премией города Кельна. В 1930-ом году он претендовал на «Большую Государственную премию» Прусской академии художеств, которая давала право на девятимесячное пребывание на вилле Массимо в Риме*. Он получил наградной лист Verleihungsurkunde и годовую стипендию, позволившую ему совершить первую поездку во Флоренцию и в Рим на виллу Массимо. В 1935-ом Блюменталь женился на Марии Шольц (у пары было двое детей). В 1936 году он повторно получил годовую стипендию и работал в Италии на вилле Массимо, причем смог продлить свое пребывание в Италии через стипендию Villa Romana во Флоренции до октября 1937 года. В 1936 состоялась его первая большая выставка, 17 работ скульптора были представлены в берлинской галерее Buchholz. Выставка была положительно воспринята либеральной прессой. Но уже в 1937-ом его работы были удалены с выставки как “entartet” («дегенеративные»). Позднее Блюменталь уничтожил большое число своих ранних работ. Вернувшись из Италии скульптор пытался искать работу по контракту, которая позволила бы ему освободиться от воинской службы, но в мае 1940 года он был призван в Вермахт. Друзья Блюменталя неоднократно и безуспешно пытались добиться его увольнения из армии. Известный немецкий скульптор, поставивший свой талант на службу Третьему рейху, Арно Брекер сумел добиться приказа о возвращении Блюменталя на родину, но распоряжение пришло слишком поздно, 17.08.42 Герман Блюменталь был убит при охране ж/д путей в России, Восточный фронт (пишут, партизаны застрелили).
*Вилла Массимо в Риме (Villa Massimo) — художественная академия Германии на территории Италии.

На выставке было представлено несколько работ Германа Блюменталя — похожие, как братья, бронзовые юноши в разных позах. Вполне себе классическое видение, скульптуры выглядят разве что несколько приплюснутыми (узкими), во всяком случае форма головы немного своеобразна, но не узколоба, dreidimensional процентов на 90.
«Kriechender (Adam)» Hermann Blumenthal, 1930/31. Бронзовая скульптура Адама.
Обратила внимание, что имя скульптора написано через удвоенное «r».


Даже не упрекнуть в том, что не «прорисованы мускулы», эти работы Германа Блюменталя вряд ли были признаны «дегенеративными». Хотя некоторая диспропорция в других его скульптурах хорошо заметна.
Florentiner Mann (1937), Ботанический сад Гругапарк в городе Эссен.


Мне вот эта работа Блюменталя понравилась, смотрящий на звёзды, нашла в сети: Sitzender aufschauend (Sterngucker) Skulptur von Hermann Blumenthal, Bronze, 1936. Georg Kolbe Museum. Справа: биография скульптора, фото с выставки «Vergessene Moderne», можно увеличить.








Paul Kleinschmidt (1883-1949)
Немецкий художник Пауль Кляйншмидт воевал в Первую мировую, был призван в армию в 1914-ом, но из-за отравления газом был уволен в 1915-ом. Впоследствии он зарабатывал на жизнь главным образом как учитель рисования, и работая на печатной машинке.
В 30-е годы его картины были отнесены к так называемому «дегенеративному искусству» и, соответственно, конфискованы. Несколько картин Кляйншмидта были показаны на выставке «Entartete Kunst». Одна из картин Кляйншмидта попала в кадр кинохроники того времени под заголовком: Verhöhnung der deutschen Frau (издевательство (насмешка) над немецкой женщиной). Вот, прямо в центре, две пышные дамочки в узнаваемых сапожках! Справа: нашла эту картину, на странице номер 17 каталога выставки: Katalog Entartete Kunst. 1937. Скорее всего конкретно эта картина была уничтожена, но у Кляйншмидта узнаваемый стиль.


Кажется, что именно на эту картину Кляйншмидта устремлен взгляд.


*На фото, сделанном в первый день открытия выставки в Мюнхене, рядом с картиной Кляйншмидта обращает на себя внимание работа Эрнста Людвига Кирхнера (1880-1938) «Frau mit erhobenem Rock», 1913 (женщина в куржевных белых панталонах). Всего 25 картин Кирхнера демонстрировались на выставке «Entartete Kunst» (судьба художника трагична). В этот же кадр попала картина Эрнста Макса (1891-1976) «La Belle Jardinière» (1924) Max Ernst (Создание Евы, Erschaffung der Eva). Изображения можно увеличить.



Тут и сапожки, и поза, очень похожая по композиции картина продавалась недавно на аукционе (Ketterer Kunst, Kunstauktionen). «Певицы», 1926. Öl auf Holz, 170,5 x 113 сm. Выбор тематики картин понятен, ведь отец Пауля работал директором выездного театра (бродячей труппы, Wanderbühne), а мать была актрисой.



Из-за преследований Пауль Кляйншмидт в 1936 году эмигрировал в Голландию. Какое-то время находился в Швейцарии. Очень радовался приглашению на большую специальную выставку в январе 1937 года из Гарвардского университета в Бостоне, США. В 1937-1939 годах жил на юге Франции. C февраля 1940-го года Кляйншмидт в течение нескольких месяцев находился в различных лагерях для интернированных лиц, а затем был  освобожден по случаю французской капитуляции. Из Франции в 1943 году он был принудительно возвращен в Германию, ему запретили рисовать картины. В 1945 году при бомбежке сгорело все его имущество. Пауль Кляйншмидт умер четыре года спустя из-за болезни сердца. Он оставил более 300 рисунков и около 430 картин маслом.

Вот эти две картины с выставки «Vergessene Moderne» мне очень понравились. Фотографии передать объемности изображения не могут, но видно, что краски художник не жалел. Эти упитанные блондинки-сладкоежки, окруженные всевозможными тортами и пирожными, производят приятное впечатление. Пироженки — одна из его любимых тем, а также театральные и эстрадные сцены, закулисье баров и ночных клубов. Да, это закулисье было не всегда привлекательным.

Frau mit Konfekt, 1936. Öl auf Leinwand


Drei Frauen an der Kuchenbar, 1933. Öl auf Leinwand


Куда менее эстетична его серия картин под названием «Frauenbad». То самое закулисье.
На выставке «Vergessene Moderne» я видела вот этот вариант (слева) «Frauenbad», 1922 год. Прям брейгелевские мотивы, ещё и этот синий плащ, «de blauwe huik» (синий плащ, капюшон, капот) — так называли в Голландии неверную жену, вспомните картину Питера Брейгеля старшего «Фламандские пословицы».
Картину «Читающая женщина» я нашла в сети, возможно, это дочь художника: «Lesende Frau», 1939 (vermutlich Tochter Maya?).
Портрет жены и дочери (Frau Kleinschmidt und Tochter Maria, 1925), автопортрет (1932) из сети.








Theodore Lux Feininger (1910–2011)
Работы немецко-американского фотографа и художника Теодора Файнингера, подкрепленные коротким рассказом о пройденном жизненном пути длиной в 101 год — самая светлая страница выставки «Vergessene Moderne».


А еще он был был членом джазовой группы и занимался в сценическом классе Оскара Шлеммера:) Представленные на выставке фотоработы меня не заинтересовали, а картины очень даже, они похожи на иллюстрации доброй детской книги. Рисовать Теодор начал в 1930-ом. В 1936 году эмигрировал в Нью-Йорк. Вряд ли он успел попасть под репрессии из-за своих работ, но большие проблемы были у его отца.
Он был младшим сыном известного художника, графика и карикатуриста Лайонела Файнингера (1871-1956). В 1924 году Лайонел Файнингер стал одним из основателей выставочного общества «Синяя четвёрка» (Blaue Vier). Die Blaue Vier — это Лайонел Файнингер, Василий Кандинский, Пауль Клее и Алексей Явленский*. После окончания Первой мировой войны Файнингер в 1919—1933 годах преподавал в «Баухаусе». В 1933 году, после закрытия «Баухауса»**, Лайонел Файнингер вернулся в Берлин, где был объявлен нацистами «дегенеративным» художником. В 1938 году Файнингер уехал в Нью-Йорк. Конечно, картины Лайонела широко известны, но тут речь о работах сына. (другое написание имени: Лионель Фейнингер, нем. Lyonel Feininger)
*Про творчество Явленского давно хочу рассказать, поскольку он является визитной карточкой музея в Висбадене, так уж сложилось, я там бываю достаточно часто. Явленский, Кандинский очень популярны нынче в Германии, в гимназии на уроке рисования моим как-то раз даже задавали задание нарисовать что-то в стиле Кандинского, получилась картина «Карнавал», шествие симпатичных ярких треугольничков и кружочков. Извините, опять отвлеклась от темы.
**Про Баухаус можно вот здесь почитать: В 2019 году мир отмечает столетие Баухауса
https://robb.report/stil-zhizni/31752-v-2019-godu-mir-otmechaet-stoletie-bauhausa/
Однако, вернемся к Теодору.


Репродукция из сети. «Капитанская дочка», 1933. Теодор Файнингер (другое написание: Фейнингер). Вживую эти картины смотрятся гораздо лучше!
Капитанской дочке никакая качка не страшна)


В том-то и дело, что репродукция не передает ощущения качающейся палубы, только картина в раме на стене. Попыталась сфотографировать, цвета на моей фотографии переданы точнее.



Слева: Портрет с инициалами L.H. 1930.
Справа картина: «Perle des Ozeans (Vollschiff)» (1930).


А это моя попытка сфотографировать картину «Рыбаки», 1929. Тут нужно рассматривать детали, и рыбку на крючке, и модные солнечные очки рыбака, и то, как мастерски художник подписывает картину.


Теодора вдохновляют стихи и романы, особенно восхищает творчество норвежского писателя Кнута Гамсуна (Knut Hamsun). Произведениям Гамсуна «Benoni» и «Rosa» посвящена картина 1935 года «Die Galeasse «Funtus»» (Roman "Benoni und Rosa" Feininger 1935 ein Bild widmet, "Die Galeasse ,Funtus'"(c).taz.de). Теодор очень сильно переживал тот факт, что после прихода Гитлера к власти Гамсун, ранее систематически проповедовавший немецкую культуру и выступавший против англосаксонской, встал на сторону нацистов: "Künstler ja, Verräter nein". Трагичное время...
Из сети: «Die Galeasse «Funtus»» Öl auf Leinwand 440 × 583 mm. 1935








Otto Pankok (1893-1966)
Отто Панкок — немецкий живописец, график и скульптор. Он очень рано начал выставлять свои работы, едва ему исполнилось 20 лет. Многие картины Отто были посвящены социальной тематике, изображали тяжёлую жизнь простых людей. Зимой 1914 года художника отправляют на Западный фронт, в северную Францию, где он был тяжело контужен. После длительного лечения в госпиталях Панкок был в 1917 комиссован. С 1919 жил в Дюссельдорфе, был членом группы «Молодой Рейнланд». Работы членов Молодого Рейнланда часто выставлялись в дюссельдорфской художественной галерее Иоганны Эй «Молодое искусство — фрау Эй» (Johanna Ey, Mutter Ey ist eine Düsseldorfer Ikone). «Молодой Рейнланд» представлял часть политически левоориентированной немецкой интеллигенции, группа самораспустилась в 1933-ем.
В 1931 году начинается его дружба с цыганами синти, жившими табором возле Дюссельдорфа. Цыганская тематика очень занимала художника. С 1935 года, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, Панкок удаляется в добровольное изгнание в сельскую местность Мюнстерланда. В 1936 году нацисты запрещают ему рисовать и ваять. В 1937 году конфискуют 56 его работ в немецких музеях, объявив их дегенеративным искусством. На выставках «Entartete Kunst» в Мюнхене и в других городах Германии были представлены «цыганские» литографии художника.
С 1941 по 1946 год Отто Панкок живёт вместе со своей семьёй в городке Пеш, в Айфеле. Его дом в Дюссельдорфе был разрушен во время бомбёжки в 1942 году. Известно, что Панкок два месяца укрывал у себя еврейских друзей-художников (дал убежище художнику Матиасу Барцу (Mathias Barz) и его жене еврейке). После окончания войны и восстановления разрушенного дома в 1946 году Панкок возвращается в Дюссельдорф, где с 1947 до 1958 занимает должность профессора Академии искусств Дюссельдорфа.

Отто Панкок был членом немецкого Союза художников. Он оставил после себя более 6.000 рисунков углём, около 800 ксилографий, более 800 гравюр, около 500 литографий, многочисленные иллюстрации для дюссельдорфской газеты «Der Mittag» и более 200 скульптур.
Одной из его самых известных работ является ксилография, созданная в 1950 году «Христос разбивает винтовку». В 1958 году он принял участие в выставке «Художники против ядерной войны», создал плакат, протестуя против войны во Вьетнаме. Очень много работ в сети. На фото справа Büchel, Cochem протест, актуальное фото.


А на выставке нарисованные углем портреты цыган поразили меня своими габаритами, они гигантские.
Otto Pankok, Balo geigt, 1933. Kohle
Слева: репродукция из сети. Справа: фото с выставки «Vergessene Moderne», по цвету именно так, без желтизны.
Присмотритесь к скрипке Бало.


Фото нечеткое получилось, не разберу названия картины, но это не безымянные собирательные портреты цыган, каждый назван по имени.





И ещё обратила внимание на портрет цыгана, читающего газету, согласитесь, удивительный сюжет.




В сети море иллюстраций, увлекает. Портрет Толстого, 1937, тоже уголь на бумаге. Автопортрет, фото. Скрипач в гетто, 1957 год.



А какие у него натюрморты! На выставке их не было, но  очень много в сети. Автопортрет 1945 (Blumenmaler, 1945)








Moissey Kogan (1879-1943)
Русскоязычная вики называет Моисея Герцевича Когана французским скульптором, а на немецком говорится о русском изготовителе медалей, графике и скульпторе, который метался из Российской империи во Францию, в Германию и Голландию, в результате чего его творчество не было «приписано» ни к одной из стран, и он был фактически забыт.
С 1897 года Коган изучал химию в Одессе, a в 1903 году вместе со старшим братом последовал в Мюнхен, где вошёл в довольно многочисленное сообщество прежде всего российских художников во главе с В. В. Кандинским и А. Г. Явленским, а в 1911 году Коган стал участником объединения «Синий всадник». В Мюнхене Коган вместе с братом поступил в академию изящных искусств, изучал медальерное искусство, гончарное ремесло, резьбу по дереву и камню; зарабатывал на жизнь рисунками для вышивок и тканей.
Позднее переехал во Францию, где занимался в основном скульптурой — женскими обнажёнными натурами и торсами из дерева и терракоты, бронзовыми статуэтками, а также гравюрами на дереве и линолеуме, литографией. В 1913 и 1914 годах прошли первые персональные выставки Когана в мюнхенской галерее Ханса Гольца (Galerie Hans Goltz), он принимал участие в ежегодном Парижском салоне, в многочисленных выставках в Германии. В 20-е годы вступил в кёльнскую группу «Молодой Рейнланд». В 1930-е годы он преподавал в Новой школе искусств Поля Ситроена (1896—1983) в Амстердаме.
В 30-ых в Германии многие его работы были отнесены к «Entartete Kunst» и уничтожены. Коган возвратился в Париж, достоверных сведений о его жизни в Париже в эти годы нет.
В русскоязычной вики перепутан год гибели: «В феврале 1942 года Коган был схвачен вишистами и переправлен в лагерь Дранси, а 3 марта того же года (ошибка там, 1943 год должен быть указан) тотчас по прибытии умерщвлён в газовой камере концентрационного лагеря Освенцим.» Немецкоязычная википедия на данный момент времени сообщает о том, что Коган был депортирован из Парижа в феврале 1943-го и позднее умер 3 марта 1943 года в Освенциме. На выставке даты приводятся т.о.: 11 февраля 1943 депортация в Освенцим, 13 февраля 1943 убит в газовой камере.

Мои фотографии с выставки. Биография Моисея Герцевича Когана.


Бронзовые статуэтки 30-ых годов.




Танцующие (1922?)



Услышала интересное мнение об этом незатейливом барельефе Моисея Когана с изображением купальщицы, 1928.
В глаза бросается некоторое нарушение пропорций, правая нога выглядит массивнее и длиннее, прямо как на одном из самых известных портретов Гёте, который висит совсем неподалеку во Франкфуртской галерее (Johann Heinrich Wilhelm Tischbein, Goethe in der römischen Campagna, 1787). Ассоциации.








Anita Clara Rée (1885–1933)
Гамбургская линия известной еврейской купеческой семьи, торговля зерном и восточно-индийскими товарами в течение нескольких поколений. Анита и ее сестра были крещены в евангелическо-лютеранской церкви, девочки получили протестантское воспитание. С 1905 года Анита Рэ (по-разному пишут фамилию на русском: Анита Ри, Анита Рэ) брала уроки живописи у гамбургского художника Артура Зибелиста (известный немецкий живописец, представитель импрессионистской пленэрной живописи). Училась в Париже, на её творчество большое влияние оказали картины Пикассо, Матисса и Сезанна. Принадлежала к кругу немецких художников – Franz Nölken и Friedrich Ahlers-Hestermann, в начале 1910-ых они даже работали в совместной художественной мастерской (Ateliergemeinschaft), но дружба рухнула из-за неразделенной любви Аниты к Нолькену. Была активной участницей Гамбургского сецессиона.*

* создан по принципу Мюнхенского сецессиона. XX век начался с возникновения прогрессивных художественных групп — сецессионов — на территории Австрии и Германии, отвергавших консервативное официальное искусство. Сецессионы оказали огромное влияние на развитие таких стилей как фовизм, кубизм, абстракционизм.

Самое беззаботное время в её жизни, вероятно, было в Италии, с 1922 по 1925 год Анита жила в Позитано на побережье Амальфи. Она писала сестре: «Я больше никогда не хочу возвращаться в Германию.» И всё же Анита вернулась в Гамбург, но жить и работать в родном городе становилось всё сложнее, хотя она получила широкое признание как художник, можно сказать, была звездой художественного авангарда в 20-х годах.
В 1932 году Анита вынуждена переехать из Гамбурга на остров Зильт, в апреле 1933-го её исключают из гамбургского Общества художников (из гамбургского художественного сообщества...von der Hamburgischen Künstlerschaft) как „artfremdes Mitglied“ («чуждый элемент»). В марте 1933-го, два месяца спустя после прихода к власти национал-социалистов, выполняя волю правящей партии, немецкая полиция закрыла 12-ю ежегодную выставку гамбургского сецессиона. Последовало предписание об исключении из объединения художников еврейского происхождения. Члены сообщества «выполнили» предписание по-своему: на общем собрании было принято решение о самороспуске, и 16 мая сецессион  самораспустился (позднее, в 1937-ом, году все произведения гамбургских сецессионистов нацисты объявили «дегенеративным искусством», в том числе и картины Аниты Рэ). Эта угнетающе-тревожная обстановка сказалась на состоянии Аниты. Враждебное окружение, нападки в прессе, череда личных разочарований и одиночество привели художницу к суициду, 12 декабря 1933 года она покончила с собой, приняв большую дозу медикаментов.
Самую обширную коллекцию картин художницы собрала её подруга – художник меценат и коллекционер Valerie Alport. Она долгое время поддерживала Аниту финансово и покупала многие из её работ. В общей сложности в 1930-х годах Valerie Alport владела 85 работами Аниты Рэ. Большую часть этих картин Valerie Alport подарила Еврейскому музею в Берлине  до своей эмиграции в Оксфорд в 1937 году. После разрушения музея в 1938 году считалось, что коллекция была утеряна, но по окончании Второй мировой картины нашлись в подвале Имперской палаты культуры (профессиональная организация творческих работников Третьего рейха Reichskulturkammer).
В 1937 году картины Аниты должны были быть изъяты из экспозиции Hamburger Kunsthalle и уничтожены как «Entartete Kunst», но они были спрятаны и спасены столяром и хаусмастером гамбургского Кунстхалле Вильгельмом Вернером (Wilhelm Werner). Вернер был дружен со многими художниками, поскольку занимался изготовлением подрамников для их картин. Общение с художниками сформировало его художественный вкус и он даже стал коллекционером. Среди прочих в 1937-ом Вильгельму Вернеру удалось спрятать  семь картин художницы Аниты Рэ, включая её последний автопортрет 1930 года и нарисованный в Италии в 1925 году детский портрет Терезины (Teresina, 1925).



Anita Rée (1885-1933)
Bertha im „Herz-Jesu-Rahmen“, um 1927
Öl auf Holz. Privatsammlung


Слева: портрет фотографа и подруги Hildegard Heise, 1928. Хильдегард в юности работала воспитателем детского сада и медсестрой, вышла замуж за директора музея Behnhaus в Любеке. С 1945-го до 1955 года её муж был директором гамбургского Кунстхалле. После смерти Аниты Рэ, в 1935 году, она сфотографировала все  картины Аниты, прежде чем те были распределены по друзьям, сохранив тем самым подробную информацию о работах подруги.



«Weiße Bäume in Positano», 1925, Hamburger Kunsthalle. Эту картину привезли на выставку «Vergessene Moderne» из Гамбурга, в сети можно найти изображение получше.




У Аниты очень интересные портреты и особенно автопортреты. Надо заметить, что её мать Анна Клара имела южноамериканские корни,  она приехала из Венесуэлы. Мне автопортреты Аниты чем-то напомнили творчество Фриды Кало. Две иллюстрации из сети, этих картин не видела, но где-то они есть, в Гамбурге скорее всего. Слева: автопортрет «Halbakt vor Feigenkaktus» 1922–25. Справа: последний автопортрет  1930 года (за три года до гибели). На выставке «Vergessene Moderne» был автопортрет 1915-го года, с таким пронзительным взглядом с поволокой, Анита была настоящей красавицей.


Акварелька. Der Eseltreiber (The Donkey Driver), 1922-25, watercolour 41 x 54 cm.


Немецая газета Volksstimme в 2017 объяснила, почему имя Аниты Рэ оказалось по сути забыто. Дело в том, что практически все работы художницы распределены по частным коллекциям.







Elfriede Lohse-Wächtler(1899–1940)
Наверное, самая страшная история из представленных на выставке. Эльфрида в 16 лет покинула родительский дом, с 1915 по 1918 год посещала Королевскую художественную школу в Дрездене (Kunstgewerbeschule Dresden, сначала специализированный класс моды, с 1916 года специализированный класс прикладной графики). С 1916 по 1919 год она занималась на курсах рисования в Дрезденской академии искусств. Зарабатывала на жизнь открытками, иллюстрациями, росписью в технике батик. В июне 1921 года Эльфрида выходит замуж за художника и оперного певца Курта Лозе. Брак был трудным, пара много раз расставалась. В 1926 году Эльфрида присоединяется к Союзу гамбургских художников, участвует в выставках.
В 1929-ом материальные трудности и проблемы в личной жизни привели к нервному срыву, Эльфрида была госпитализирована. В больнице девушка создает серию портретов, около 60 рисунков и пастелей, в основном это портреты пациентов. Проблемы нарастают, безденежье, окончательное расставание с мужем, в середине 1931-го года она возвращается в дом родителей в Дрездене. В 1932-ом году отец устраивает ее в сельскую лечебно-оздоровительную больницу, где ей был поставлен диагноз шизофрения. До 1935 года она продолжает заниматься творчеством, рисовать портреты, состояние сильно ухудшается после развода в 1935-ом году.
Власти, не сумев добиться от Эльфриды согласия на стерилизацию, запрещают ей покидать клинику. Семья пытается помочь, но безрезультатно. В декабре 1935 года в рамках нацистской евгенической программы проводится принудительная стерилизация, после чего творческая сила Эльфриды была окончательно сломлена. В 1940 году она была депортирована в Центр эвтаназии Зонненштайн и отправлена в газовую камеру в рамках национал-социалистической программы по умерщвлению «Т-4».
Работы художницы сохранила её семья.


Не верится, но оба этих автопортрета написаны в 1931 году. Масло и акварель.






Слева: Der Vollzieher, 1930. Pastel.
В центре: Lissy, 1931. Знаменитая акварель «Лиззи», женщина в красном (die in Hamburg auf St. Pauli als Prostituierte arbeitete). Какое-то время эта картина выставлялась во Франкфутрской галерее (Städel), но она из частной коллекции.
Справа: Вот эта милая пара привлекает внимание, «Paar in der Kneipe» 1930. Pastel.



Захотелось найти в сети какие-то её рисунки в другом цвете и настроении, не таком мрачном, тёмном и болезненном.
«Lumpensammler mit Pferdekarren», 1920.




Акварелька из счастливого времени юности, аукционная, 4500 евро просят.
Elfriede LOHSE-WÄCHTLER, «Liegender Frauenakt»



Selbstporträt 1931 & Foto von 1928, Porträt von Kurt Lohse (1927)
Справа: портрет Эльфриды кисти Курта Лозе (мужа)






На проходящей нынче на берегах Рейна выставке«Vergessene Moderne» представлен также замечательный фотограф Helmar Lerski, художник Jussuf Abbo, художник Karl Ballmer, график Paul Gangolf (вот о серии его работ хотелось бы ещё рассказать).





+ Читайте ниже в комментариях о девяти категориях (видах, разделах) проявления деградации в искусстве. В 1937-ом заявлялось, что выставка «Entartete Kunst» стремится продемонстрировать общие корни политической и культурной анархии, изобличить культурное вырождение искусства как большевизм в исскустве (Kunstbolschewismus). Другими словами всяческий раскачивающий классических устои в искусстве модернизм рассматривался как художественный большевизм.

Tags: картины, тема, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment