N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Георгий Иосифович Рублев. Обзор статей о художнике.

Георгий Рублёв известен и как «сталинский монументалист», и как автор картин, относящихся к категории «искреннего советского примитивизма». Это мой (неполный) обзор популярных в сети статей о работах художника.
Георгий Рублев «Красноармейцы у пионеров в лагере»
1932 бумага темпера гуашь 43,3х49



Часть вторая, критическая.
Почитайте, этакая вещь в себе, изящная словесная бонбоньерка с дохлой мухой внутри. Автором текста является некто Константин Сутягин. Поисковик вывел на страницу литератора и художника (ksutyagin.ЖЖ.com/215290.html): Константин Викторович Сутягин (род. в 1964, Уфа). Складный такой текст, намекающий на то, что одаренный художник Георгий Рублёв, успешный подражатель (с придыханием) самому Матиссу, продал душу дьяволу (читай: красному дьяволу), отчего растерял краски, талант и 40 лет работал не за страх, не за совесть, а токмо выгоды для. Даже похвалы в адрес любезного сердцу Константина Викторовича наива раздаются  с бА-альшими оговорками.
(Эссе было проиллюстрировано картинами Георгия Рублева, увы, изображения потеряны, остался только текст, 2016 год)

Цитата:
«Наив» открывает более короткую тропинку к зрителю – простодушно говорит о самом главном и хорошем. Он не допускает сложностей, двойного дна

Наив делает все сюжеты симпатичными и ласковыми - доклады, партконференции, портреты Буденного… С ласковой интонацией не хочется спорить, поэтому наиву сразу доверяешь.

Так необычно сегодня на это смотреть, вспоминая голод и лагеря, да?

А все равно – веришь. Веришь правде искусства.

Альбер Марке из всех представленных ему современных московских художников отметил именно Георгия Рублева. И было за что. В Европе такого уже не было. Матисс, у которого Рублев многое взял, был эскапистом: одалиски, натюрморты, портреты «вне времени». А Рублев был именно «здесь и сейчас» – этим и поражал и поражает до сих пор. Время поймало его – и он со всей мощью и простодушием наива отразил его, как никто другой. При этом не ёрничая, без иронии (это не так трудно). У Рублёва всё по-честному: он сам это искренне любил – а любовь в искусстве дорого стоит. Пусть даже это любовь к партии и Сталину.

Рублев создал миф своего времени задолго до соцреализма. Наивно, без малейшей фальши он выразил ту самую народную любовь, в которую сегодня так трудно поверить.

«Участник художественной самодеятельности», 1930. (гармонист)
33_2.jpg
И вдруг – чик! Всё закончилось. Как будто пыльным мешком по голове хлопнули.

Последние великолепные работы Рублёва датированы 1932-м годом, а в 1938-м году уже не живопись, а мертвечина…

Искусствоведы привычно объясняют это началом сталинских репрессий – художник испугался, вот и стал писать на всякий случай плохие картины.
Задавили-запугали, ага.
Оформление советского павильона на выставке в Кельне (1928 г.), оформление выставки в Кремле к 16-му съезду ВКПб (1930 г.), оформление Октябрьского р-на Москвы к 7 Ноября (1932 г.) Испугался, точно! Под кровать спрятался.

Главный художник физкультурных парадов на Красной площади (с 1935 года), оформление павильона «Зерно» на ВДНХ (1938-1939)… Роспись “СССР — страна социализма” в Клубе имени Дзержинского МВД СССР… Похоже, что тут был вполне осознанный выбор – выход на большой простор, заказы… «Не упустить свой шанс!» Живопись ведь никуда не убежит? Это легко! Всегда можно будет к ней вернуться. А вот стать главным художником парада на Красной площади не каждый день предлагают!

Так и чувствуется за всем этим «выбором» какая-то встреча - с загадочным незнакомцем на Патриарших прудах… договор о купле-продаже, подписанный кровью…

Рублев «выключил душу, творчество», оставил «одни мозги» - сказал на обсуждении его живописи в 1944-м году А.А. Федоров-Давыдов. «Не пришел ли к нему какой-то враг в гости, когда хозяин спал?»

Выключил душу…

Правда, не требовали же эти упыри от художника, чтобы он специально замешивал цвет погаже? Нет, тут именно: вдруг престало получаться…

Рублев потерял свежесть, свободу, оригинальность… Самое главное – от него ушел цвет… Это уж совсем непонятно: как? Вчера еще легко, не задумываясь, смешивал желтый с зеленым, а сегодня ничего не получается! А вот так… Всё ушло… тайна…

Кому многое дано, с того и спрос другой.

Альбер Марке в 1934-м году в Москве с восхищением сказал про работы Рублева: «Какой колорист!»

Всё ушло… Остался рисунок, точность, мастерство… А чуда больше не было.

Впереди были еще 40 лет работы – Рублев работал до последнего дня, оставив незаконченные портреты Свердлова и Дзержинского для выставки «50 лет СССР». Успех, достаток, «жизнь удалась»… Но чуда больше не было - живопись не прощает измен.

Не было того восторга, как в работах молодого, бедного талантливого художника, не знающего, чем он будет завтра кормить семью и детей. Висящего на волоске – а тогда только и случаются чудеса:

Константин Сутягин.


Как высокопарно: «живопись не прощает измен», живопись не простит и подобного злобного пасквиля. Однако, Сутягин не одинок, сеть забита статейками подобного рода. Вот такая на первых позициях поисковиков, интересная (в общем и целом) статья с сутягинским уклоном. Материал за авторством Юлии Сидимянцевой. «Георгий Рублёв: продажный или продуманный советский художник?»

Признаться, меня озадачило даже название статьи, что такое «продуманный советский художник»?
http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Georgij-Rublyov-prodazhnyj-ili-produmannyj-sovetskij-hudozhnik.aspx?ID=4134

Цитата:
А живопись художник писал преимущественно «в стол». Так, одну из самых знаменитых ныне своих работ, портрет Сталина 1930-го года, был обнаружен родственниками Рублёва среди холстов уже после его смерти. Как отмечает искусствовед Е. Громов, «по обличительной силе этот портрет Сталина сопоставим только со стихотворением Осипа Мандельштама («Мы живём, под собою не чуя страны..»). Сталин у Рублёва не имеет «широкой груди осетина». У него как бы развинченная змеевидная фигура, в которой чудится что-то дьявольское, он так же страшен, коварен, злобен. Рублёв, по воспоминаниям сына, не собирался создавать сатирическое произведение. Художник увлекался тогда Пиросмани, в манере которого он и написал этот портрет. Написал и испугался: вышла картина гротеск». Сегодня работу «Сталин» можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымской набережной.


33_2.jpg
Что же случилось с перспективным колористом и самобытным примитивистом Рублёвым? Российский художник и литератор Константин Сутягин выдвигает две версии. Первая и таинственная: в начале 1930-х Георгий Рублёв будто бы повстречал загадочного незнакомца на Патриарших прудах, за чем последовал некий «выбор» в пользу безопасного и сытого будущего советского художника, но во вред таланту. Вторая версия: выбор Рублёва был вполне осознанным, ведь не каждый день предлагают стать главным художником парада, а живопись никуда не убежит… Но таки убежала. И во второй половине 30-х работы Рублёва становятся механическими, сухими и безжизненными. Рублёв «выключил душу, творчество», оставил «одни мозги», как сказал об этом периоде творчества художника советский искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов.

78.gifСталин у Рублева, как Сталин, тот самый наив. Картину от «упырей» (с) Сутягин никто не прятал. Откуда взялось это «написал и испугался»? Картина была показана на выставке в 1934 году. В 2011-ом итальянское издательство la Nuova Sardegna сообщало, что советские граждане могли полюбоваться «Портретом Сталина» Георгия Рублева в 1935-ом... «Anche qui, però, con degli importanti distinguo se è vero che, nel 1935, i cittadini sovietici potevano ammirare un «Ritratto di Stalin» di Georgij Rublev...»
В статье «Георгий Рублёв: продажный или продуманный советский художник?» Сидимянцева ссылается на мнение искусствоведа Фёдорова-Давыдова, который высказывался по поводу работ Рублева, демонстрировавшихся на выставке в 1944-ом (см. ниже). Чтобы разобраться, какие из работ критиковал Фёдоров-Давыдов, нужно читать стенограммы обсуждения выставки (увы, нет такой возможности). По логике вещей его слова  являются характерным для того времени обвинением художников в формализме. Фёдоров-Давыдов критикует те картины, которые как бы нахваливает Сидимянцева, но из статьи Сидимянцевой следует совершенно обратное. Картина «Портрет Евы в зелёной блузке» написана именно во второй половине 30-ых (1937), разве можно этот портрет назвать сухим и безжизненным? А какие удивительные цвета.


Искусствоведы, повылезавшие в лихое одночасье словно дождевые черви грибы после дождя. Этакий ложный белый, горчит на языке. Еще как им горчит, не могут не признать, что востребованы нынче именно «монументальные ура-патриотические» работы Георгия Рублёва. Еще как востребованы, еще как любимы. И мозайками, и росписью люди по-настоящему восхищаются, посмотрите, к примеру, с какой гордостью позируют на фото в театре Улан-Удэ, стараясь захватить в кадр роспись потолка. Наив у Рублёва тоже прекрасен, и в книге Беспаловой издания 1972-го года опубликовано огромное множество тому примеров.





Я практически уверена, не отыскали бы среди работ художника картину  «Сталин в кресле», не было бы никакой персональной выставки Рублёва в Третьяковке.
«Георгий Рублев в ГТГ» Журнал "Коммерсантъ Weekend" №229 от 20.12.2002
https://www.kommersant.ru/doc/356194
Выставка Георгия Рублева (1902-1975), по мнению работников Третьяковской галереи, должна стать "одним из крупнейших открытий в изучении искусства 1920-1930-х годов". Последняя персональная выставка художника проводилась в Москве в 1969-м, в то время, когда имя Рублева скорее ассоциировалось с оформлением парадов и демонстраций на Красной площади. Настоящая экспозиция в Инженерном корпусе Третьяковкой галереи уделяет основное внимание раннему периоду творчества художника. Интерес к нему положило буквально детективное расследование сотрудников Третьяковки, которые заинтересовались историей создания самой известной картины Рублева "Сталин в кресле", датированной автором в 1933 годом. Дело в том, что на вышеупомянутом портрете великий вождь изображен не в жанре общепринятого в те годы соцреализма, а в стилистике, напоминающей смесь русского лубка и французского фовизма. Вождь народов сидит в плетеном кресле читая "Правду", а у ног его невозмутимо лежит красный пес. Искусствоведы и эксперты подумывали о художественной фальсификации, однако экспертиза показала, что Рублев действительно написал эту картину в разгар сталинского террора. Всего в экспозицию вошло около 100 произведений из коллекции Третьяковкой галереи и собрания семьи художника.





В этой статье и про гармониста, и про портрет Сталина и, главное, про денежки. Очень откровенная статья, кого стесняться-то.
Григорий Ревзин — российский историк, искусствовед и архитектурный критик, журналист, колумнист.  «Мутанты революции кисти Рублева» Газета "Коммерсантъ" №228 от 19.12.2002
https://www.kommersant.ru/doc/356525
В Третьяковской галерее открылась выставка к 100-летию Георгия Рублева. В истории русского авангарда появился новый персонаж первой величины, считает ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.
Это редкая выставка в стенах Третьяковки, когда в залах довольно ощутимо витает запах совсем больших денег. Суть тут очень проста. На стенах висят работы, которые представляют собой уникальный пласт русского авангарда — 30-е годы. Вещи с безупречной биографией, качество такое, что крупнейшие музеи искусства ХХ века — и Тейт, и Помпиду, и Гуггенхайм — с удовольствием их купят. Четыре работы — на правах визитной карточки в коллекции Третьяковской галереи, а все остальные — пока собственность семьи. В марте этого года умер сын художника, который держал эту коллекцию, и теперь есть пять наследников, которые в принципе готовы к продаже.
Георгий Иосифович Рублев — персонаж с уникальной для авангардиста биографией. Успешный советский художник, дожил до 1975 года. Сталинский монументалист, писал колоссальные плафоны в стиле Тьеполо с безоблачно счастливыми советскими людьми в безоблачных небесах. И — очень умный человек — практически никогда не показывал своих картин. За исключением двух случаев: в 1944 году небольшая выставка в Союзе архитекторов (по военному времени критика была не слишком заметной) и в 1969 году большая персоналка, когда было показано почти все. Но 1969 год — не нынешнее время, тогда статус сталинского монументального художника не позволил высоко оценить авангардизм "для себя", тем более что тогда еще открывали Фалька и Филонова, а вовсе не второй эшелон. Тогда его не открыли. И вот теперь перед нами нетронутый, нераскрученный, свежий классик авангарда с непроданным наследием в 200-300 работ. Пожалуй, единственное его отличие от других классиков в том, что расцвет приходится на тридцатые годы. Все категории его поэтики сдвинуты относительно ценностей традиционного авангарда. У него нет категорий истины, мессианства, открытия первооснов мироздания, у него нет ни устремленности в будущее, ни призывов к нему, у него есть ощущение абсурда устоявшегося бытия. К классическим художникам-авангардистам он относится примерно как Хармс к Маяковскому. Ну вот, например, его "Пионерский оркестр" 1930 года. В одной фигуре пионера узнается музыкант из панно Матисса "Музыка", в другой — персонаж из картины Михаила Ларионова. Сначала думаешь: ну вот, вторичный художник, цитаты известных вещей. Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь: нет, не цитаты. Они как-то удивительно органично и слаженно поют эту свою пионерскую музыку. Как-то сразу чувствуешь, что вот они и впрямь такие были, эти пионеры 1929 года, это у них такая природа, а не то что художник их так нарисовал. Такой же его "Участник художественной самодеятельности" 1930 года. Совсем по-ларионовски закинувший ногу на ногу, он сидит на табурете и самозабвенно играет на гармошке, ноги и голова вывернуты, шея покоится на петлицах с неразборчивой желтой надписью, что-то вроде "НКВ". Человек, чувствуется, решительный, военный — то ли в гражданскую намахался, то ли сейчас еще высшую форму социальной защиты осуществляет, а на отдыхе самозабвенно-сладким тенорком выводит: "На Дону и в Замостье тлеют бе-елые кости, над костями шумят ветерки-и-и". Самая известная работа Рублева — портрет Сталина в кресле (теперь уже в коллекции ГТГ). Сталин сидит в плетеном кресле, опять же закинув ногу на ногу, и читает газету "Правда". Кресло это в вывороченной перспективе подвешено к красному фону, который круглится вокруг кресла, сталинских ног и головы, из этих круглящихся потоков теплого красного у ног Сталина возникает красная же лиса-собака, то ли уютно лежащая, то ли летящая по этому красному воздуху. Центром всего этого вращения оказывается черное лицо Сталина, довольно улыбчивое и даже не страшное, хотя не можешь отделаться от ощущения, что он читает «Правду», которую редактирует Бухарин. Но не палач, скорее восточный кайфуша, приятно покачивающийся в центре теплого кровавого ветерка за чтением газетки. Рублев совершает какую-то фантастическую метатезу. Он попадает в 30-е годы примерно как Гоген к таитянцам. Конечно, понимаешь, что вот это Гоген, что это его стиль, его художественное видение, но, с другой стороны, все же нет-нет да и подумаешь: Гоген тут ни при чем, просто таитянцы такие. То же ощущение от Рублева. Нет, конечно, это он своим стилем, своим видением так трансформирует мир, но нет-нет да где-то вертится ощущение: да ни при чем он, просто люди такие. Вот энкавэдэшник играет на гармошке. Вот пионеры зачарованно дудят "взвейтесь кострами" в синей пустыне пейзажа. Вот товарищ Джугашвили кайфует в кресле-качалке. Согласитесь, в каждом из этих сюжетов есть какой-то абсурд, какое-то нарушение бытия. Так он их и рисует. В какой-то момент вдруг понимаешь, что случилось. Он авангардист второго поколения. Авангардисты первого ставили своей целью переделать мир — они и переделали. Вот новые люди, и каждому художнику досталось свое. Мальчик из "Музыки" Матисса стал пионером, ларионовский "отдыхающий солдат" — палачом из НКВ, кинто Пиросмани — товарищем Сталиным в кресле. Им всем хорошо при том, что дела они творят страшные, но это у них такая природа — авангардная. Мутанты революции. Вроде таитянцев. Мы провели уникальный авангардный эксперимент по изменению природы человека. А это — фиксация результатов данного эксперимента. Уникальные художественные результаты. Больших денег стоят.


55.gifЭто необходимо цитировать, необходимо вслушиваться в слова, вчитываться в строки. Эти люди делают деньги из испорченного ими же воздуха, раскрывая не только рот, но и свой внутренний мир, свое исподнее вывешивают на просушку прямо в Третьяковке, не стесняясь.




Удивительное дело, вот эта статья вышла в тот же день 19 декабря 2002 года, но автор имеет совершенно другой взгляд на вещи!
«Известия». Автор: Николай Молок

https://iz.ru/news/270934
К Андрею Рублеву он отношения не имеет, но как кто-то резонно пошутил: "Разве художник с такой ответственной фамилией может быть плохим?" Георгий Рублев (1902-1975) - художник почти что гениальный, притом совершенно неизвестный сегодняшней публике. Поэтому его большую (более 200 работ) выставку в Третьяковке можно назвать главным открытием сезона.

Все началось в 1990 году, когда Третьяковка показала хитовую для того времени выставку, посвященную советскому искусству 30-х годов. Среди парадных портретов вождей и сцен героического труда рабочих и колхозников висел странный портрет Сталина на ярко-красном фоне: Иосиф Виссарионович сидит в кресле-качалке нога на ногу с газетой "Правда" в руках и хитро посматривает на зрителя. У его ног растянулась собачка. Реакция зрителей: "Карикатура!", - воскликнули одни, "Пародия!", - уточнили другие. И все подумали о том, что за такой вот портрет его автора, Георгия Рублева, точно должны были наказать. И только годы спустя стало понятно, что, во-первых, почти не наказали (в формализме, конечно, упрекнули, потому вещи, подобные портрету Сталина, он выставлять не мог, но официальных заказов не лишили), а во-вторых, что это - никакая не карикатура и не пародия, а искренний советский примитивизм. Георгий Рублев был вполне конформистским по тем временам художником. Его артистическую карьеру следует признать скорее успешной. Учился во ВХУТЕМАСе, в 20-е годы участвовал в различных арт-группировках и начал выставляться, в 30-е выполнял громадные госзаказы - был главным художником парадов физкультурников (а в 1946-м - главным художником демонстрации к 29-й годовщине революции), потом оформлял росписями и мозаиками различные общественные постройки - станции метро ("Серпуховская"), Дома культуры, гостиницы. В 1969 году показал большую персональную выставку. Об этом Рублеве - Рублеве-монументалисте - конечно, знали. А вот о Рублеве-живописце мало кто догадывался. Потому тот портрет Сталина так восхитил и озадачил публику. Его оставили и в постоянной экспозиции. Но только сейчас, к 100-летию со дня рождения, сделали большую выставку неизвестных (хранившихся по большей части в семье художника) работ. Здесь не только Сталин, но и совершенно замечательные пионеры, красноармейцы, купальщики, швеи, а также натюрморты и пейзажи. Все они выполнены в той же примитивистской манере, что и портрет вождя. Особенно хороши две картины - "Парикмахерская" (1928), очень напоминающая наивные композиции Михаила Ларионова, и "На призывном пункте" (1933) - голый призывник, доктор, обмеряющий его грудь портновским сантиметром, а на стене -портрет Ворошилова. Эти вещи Рублева во многом уникальны. Они были созданы в годы соцреализма, но формально не имеют к нему никакого отношения. Нельзя их рассматривать и как ранний диссидентский вызов нонконформистов. Искусство Рублева - это выражение простой и наивной народной любви к новому строю и его вождям, а также к живописи. Если искать Рублеву какие-то аналогии в истории искусства, то самые близкие - это Руссо-Таможенник и Пиросмани. С той, конечно, разницей, что Рублев был не самоучкой, а вполне рафинированно-образованным мастером, знавшим и импрессионизм, и сезаннизм, и кубизм и обожавшим Пикассо. Портрет Пикассо, написанный Рублевым незадолго до смерти, также есть на выставке.


Прям вот «два мира — два Шапиро». Жаль, что по прошествии 16-ти лет мнение Николая Молока фактически помножили на ноль. Скорее всего в статье упоминается вот об этих двух картинах (год не совпадает)
«В парикмахерской» 1931 год.                                                        «На призывном пункте» 1933 год. (фото позаимствовала в Instagram by Kirill Frolov)
55.jpg







Рецензия 2002-го года. ВИОЛЕТТА ГУДКОВА
Георгий Рублев: версия дилетанта
(Рец. на кн.: Георгий Рублев: Живопись. Графика. М., 2002) Опубликовано в журнале: НЛО 2003, 63
http://magazines.russ.ru/nlo/2003/63/gudkova.html
Хвалит появление нового каталога. В глаза бросается то, что ВИОЛЕТТУ ГУДКОВУ явно раздражают мозаики и стенопись Рублева. Речь о выставке к 100-летию со дня рождения художника, проходившей в декабре 2002 — январе 2003 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.
«свыше двухсот цветных иллюстраций, важные биографические сведения, публикация стенограммы одного обсуждения (выставки в Доме архитектора 7 февраля 1944 г.) прежних лет, фрагменты мемуарных записей художника и неизвестные фотографии из семейного архива, две искусствоведческие статьи (Т.А. Ермаковой и В.И. Ракитина), хронология жизни и творчества. Появление профессионально подготовленного, насыщенного информацией каталога трудно переоценить: в первой отечественной книжке о Рублеве (Калинин В. Рублев. Л.; М., 1960) рассказ о художнике начинался лишь с 1948 г., будто и не было двух десятилетий работы. Разбор же творчества сводился к однообразно-мажорному воспевающему перечислению многофигурных мозаик и репрезентативной стенописи, описаниям росписей гостиниц, домов отдыха и станций метро. Более серьезной стала единственная небольшая монография Т. Беспаловой о художнике (Беспалова Т.Г. Рублев. Живопись. М., 1972).»
О раннем творчестве Рублева:
«Жанр картин Рублева конца 1920 — начала 30-х — современный лубок, нарядный, звучный, непременно снабженный, как и полагается лубочному изображению, еще и надписью.»

Ниже можно прочитать её описание  33_2.jpgгармониста. Не пойму, куда только девается  восхищение наивом, когда речь заходит об изображении красноармейцев или пионеров.  Почему-то лицо «корявое», эпитеты и сравнения подбираются соответствующие.

«“Участник художественной самодеятельности. (Гармонист) 1930”. Мужская фигура с улыбчивым и корявым крестьянским лицом (натурщиком для картины послужил друг Рублева, художник Ю. Щукин) в высоких, до колена, белых вязаных носках, но с офицерскими “лычками” на воротнике, раскачиваясь на стуле, неумело растягивает меха гармоники растопыренными пальцами. На стене газета “Звезда” и лозунг: “ОДВД привет”.»


Ещё цитата:
От притягательных, самоуверенно-талантливых, дразняще ярких полотен молодого рисовальщика к стылым безлюдным интерьерам пролегал путь профессора Рублева.
78.gifТак и представляю безлюдные интерьеры гостиницы «Ленинградская» и пустой зрительный зал театра в Улан-Удэ...


ВИОЛЕТТА ГУДКОВА об образе Сталина. <С негодованием о статьях Ракитина и Ермаковой>:
Известный исследователь отечественного авангарда В. Ракитин (“Другие и Рублев”) лаконично характеризует контекст работы художника, лишь намечая проблему — для аналитического рассмотрения очерк слишком краток. <...> Порой эпитет подменяет аргумент (как, скажем, определение одной из самых известных работ Рублева, картины “Сталин, читающий газету “Правда”” как “веселого портрета Сталина”, — и не убеждает. Наконец, финальный абзац: “Эти незаметные художники тридцатых были во времени и хотели не зависеть от него. Странно, почти невероятно, но это им удавалось. В ограниченном художественном пространстве возникало чувство свободы и важности мироощущения личности” (с. 9). Неявное противопоставление этого утверждения известной формуле поэта (“Ты времени заложник/ У времени в плену”) нуждается в прояснении. Ведь актуально текущее время, еще не превратившееся в кусок янтарной смолы с застывшей в нем индивидуалистической букашкой, пластично и само испытывает воздействие художника. И именно букашке дано определить собой узор будущего. Не зависеть от времени может лишь умерший.

Статья Т. Ермаковой рассказывает о творческом пути художника, и к этой небольшой статье вопросов не меньше.<...>цитата: “Трудно сказать, что обусловило его [Сталина] появление в творчестве мастера. В архиве нет упоминания об этом событии. <...> Как образ вождя вошел в жизнь Рублева и его близких? Пока неизвестно” (с. 5). Без комментариев.


78.gifДа, раздражение чувствуется, даже в этом коротеньком отрывке. Вот в этом категоричном её «Без комментариев». А мне бы очень хотелось послушать комментарии Гудковой. Коварный, злобный, дьявольский образ на картине Рублёва разглядели только в 21 веке, точнее выдумали, не имея ни единого документального тому подтверждения, именно об этом и пишет Ермакова. Вся эта громкая история с картиной «Сталин в кресле» является ловкой манипуляцией. Страстно желаемое выдаётся за действительное. Даже к словам сына, утверждавшего, что Георгий Рублёв не собирался создавать сатирическое произведение, младоинтерпретаторы прислушаться не захотели. Устанешь руками разводить, нынче и Репина называют антисоветским художником.

Виолетта Гудкова – одна из лучших демонизаторов обсуждаемой картины.
Отдельный и, судя по всему, серьезно занимавший художника в те же годы сюжет — личность диктатора. В начале 1930-х Рублев пишет целую серию набросков к картине “Сталин, читающий газету “Правда””. На алом фоне холста, в плетеном кресле, будто подсвеченном снизу, с газетой в руках, в мягких сапожках, подобрав под себя ногу, устроился Сталин. Взгляд под угольными бровями прищурен, шея короткая. У ног сидящего, изогнувшись, как лук, — узкое алое тело собаки со сверкающим желтым зрачком. Сохранены вариации, эскизы к картине. На одном, вероятно, первоначальном, фигура вождя стилизована — руки, ноги, все туловище вытянуты, удлинены, над креслом на стене, будто осеняя сидящего своей значительностью, портрет Маркса. На другом Сталин написан уже почти таким же, как на большом (окончательном) полотне, но с одной рискованной деталью: от воздушного белого плетеного кресла на кумачовый фон падает сгущающаяся багровая тень. По-видимому, именно эта тень в окончательном варианте преобразится в алую зловещую собаку. Еще важно: вождь усажен Рублевым в домашнее кресло, он будто гость в его доме, дистанция между художником и человеком с лукавой улыбкой минимальна. Как тут вновь не вспомнить Михаила Булгакова с его размышлениями о Сталине, попытками прямого, пусть хотя бы письменного, общения, наконец, — рискованной попыткой превратить диктатора во всего лишь одного из персонажей пьесы, где событиями распоряжается писатель — не тиран. Каково было хранить автору эту картину вместе с эскизами дома, день за днем, более тридцати лет?

У меня сложилось впечатление, что все статьи о творчестве Георгия Рублёва пишутся с одной единственной целью: обсудить картину «Сталин в кресле» («Сталин, читающий газету «Правда»»), какие там художественные образы, какой лубок, политизировано всё, от красного воздуха до спящей собаки.




О выставке в 1944-ом. Это гонения так выглядят. Война еще идет, если кто подзабыл. Напоминает текст Сутягина (см. выше), только отзеркаленный во времени.
Выставка в Доме архитектора 1944 г. вызывает резкую реакцию неприятия творчества художника, говорят о “массе самых страшных вещей — об обратной перспективе, о формалистике”... Обсуждающий работы Рублева А.А. Федоров-Давыдов объясняет, что художник “выключил душу, творчество”, оставив “одни мозги, эксперимент”, и пугает собравшихся: “И не пришел ли к нему какой-то враг в гости, когда хозяин спал?..” (Из стенограммы обсуждения выставки работ художников А. Зеленского, Г. Рублева и А. Сотникова в Доме архитектора 7 февраля 1944 года, с. 12). И.И. Машков защищал давно выросшего ученика: “...у него разные вещи, между прочим, не только в миноре” — и заканчивал: “...я думаю, что Рублев не меньше, чем кто-либо из советских граждан, чувствует и понимает, что происходит в нашей стране и к чему надо стремиться” (там же).



Казалось бы, чего возмущаться, ничего особенного, есть чьё-то частное мнение, той же Гудковой, или Сутягина, или Ревзина – имеют право, они «так видят». Дело в том, что проинтерпретированная подобным образом история картины «Сталин в кресле»  транслируется на весь мир как установленный факт. Вот статья 2017-го года, посвященная выставке в  Лондоне.
https://news.artnet.com/exhibitions/russian-art-at-the-royal-academy-review-851075
«From the opening room, we are introduced to two parallel worlds of art and image making. In one, we find the “approved” version: all noble, staunch and muscle-bound in its depiction of leaders and workers alike. In the other, its shadowy obverse—works such as Georgy Rublev’s depiction of Stalin relaxing with his dog in a rattan chair—that have been hidden for decades in attics, bottom drawers, and archives, condemned for their failure to show the sanctioned version of the truth.»
Картина  «Сталин в кресле» противопоставляется теме соцреализма. Её относят к категории работ, которые десятилетиями были спрятаны на чердаках и в потайных ящиках. Причисляют к картинам, осужденным за неспособность показать санкционированную (одобренную властью) версию правды.
Именно так. Георгий Рублёв представлен  как антисоветский художник. Для чего вся история с картиной и затевалась.





И еще одно мнение, цитата с форума artinvestment:



Ценитель живописи считает, что с 1934-го  по 1990-ый Георгию Рублёву «пришлось выпасть из истории живописи СССР». Удивляет, с какой необыкновенной легкостью всё созданное художником за долгие годы одни называют «мертвечиной», другие и вовсе одним махом вычеркивают сорок лет работы. Слышали ли они хоть что-нибудь о войне? Знают ли, что старший сын Георгия Иосифовича, Игорь Георгиевич Рублёв (1925-2010), в 1942 году был призван на фронт, прошел войну? Другие приоритеты в творчестве, «наив» никуда не исчез, просто отошел на второй план. Как ранние работы Георгия Рублёва, так и созданное им после 30-ых и есть история живописи СССР.

Моя же история началась  вот c этой замечательной книги, которой сам Георгий Рублёв, судя по дарственной надписи (есть в сети), был доволен. Будут ли изданы новые? Новые, пожалуй, и в руки-то брать страшно.
55.jpg
Автор: Беспалова Наталья
Издательство: Советский художник, Москва.
Год издания: 1972.
Тираж 20 000 экз.


Я ещё Наталию Витальевну Злыдневу почитала, «Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения», там есть интереснейшая глава о натюрморте Георгия Рублёва «Письмо из Киева» (1930), хранящемся нынче в Третьяковской галерее. Вот где всем примерам пример...натягивания совы на глобус.


Картина «Лыжные гонки» 1933 год. Классно!





At the dacha , 1934  Georgi Rublev (Russian, 1902–1975) Аукционное.
georgi-rublev-at-the-dacha.jpg


Вот происхождение этого варианта с весёлыми пионерами ничем не подтверждено, бродит по сети.
98.jpg



Часть первая: https://n-dank.livejournal.com/86263.html
Полностью мою тему читать по ссылке:
http://weblog.33bru.com/blog.kommentar.25164085.html
Tags: картины, тема
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment