N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

«Женщина или тигр». «Клич на всю Русь» — история из журнала «Вестник моды» 1892 года.

В 1892-ом году журнал «Вестник моды» напечатал коротенькую историю по мотивам рассказа «The Lady, or the Tiger?», написанного Фрэнком Ричардом Стоктоном в 1882-ом. Впрочем, автор в газете указан не был. Самым интересным моментом в этой истории является обратная связь с редакцией, редакцию просто завалили письмами.
Это текст, убрала только яти да «і» заменила на «и».

Сценарист: Herman Boxer «The Lady, or the Tiger?» 1942


Вопросы чувств. Женщина или тигр.
В древние, древние времена жил полудикий король. Благодаря сношениям с соседями римлянами, взгляды его на жизнь и права людей отчасти утратили свою первоначальную дикость; он обладал необыкновенной силой воображения и неограниченным могуществом. У соседей он заимствовал устройство открытой арены и ввел такую же в столице своего государства. Не для борьбы гладиаторов установил он её и не для казни христиан. Огромный амфитеатр, с рядом галерей, таинственных навесов и тайных ходов служил местом правосудия, причем случай решал судьбу осужденного: наказывал преступника или награждал невинного.
Когда до сведения короля доводилось о преступлении, совершенном одним из подданных, преступлении достаточно значительном, чтобы обратить на себя его внимание, по всему государству объявлялось, что в такой-то день решится судьба обвиненного на королевской арене.


Когда публика наполняла галереи и король садился на место, окруженный придворными, подавался знак. Тогда дверь под королевской ложей отворялась, обвиненный выступал на середину арены. Прямо напротив него, на другой стороне арены, находились две двери, совершенно одинаковые. Обвиненный должен был сам решить, к которой из них подойти. Судьбу его решал случай. Если он отворял одну дверь, из неё выскакивал голодный тигр, самый дикий и свирепый, какого только можно было найти; он бросался на свою жертву и разрывал её на куски; таково было наказание за преступление. В ту же минуту раздавался погребальный звон, крики и причитания плакальщиков, спрятанных за ареной. Многочисленные зрители с печально опущенными головами расходились по домам и скорбели о том прекрасном юноше или почтенном старце, которого постигла такая ужасная судьба.
Но если обвиняемый отворял другую дверь, то из неё выходила женщина, по своим качествам вполне подходившая к его летам и положению, с которой его сейчас же венчали в награду за его невинность. Был ли он раньше женат, имел ли детей или какие-нибудь препятствия к женитьбе — это не принималось в расчет. В своем великом плане наград и наказаний король не обращал внимания на такие второстепенные обстоятельства. Как и в первом случае, решение суда сейчас же приводилось в исполнение тут же на арене. В сопровождении хора певчих и девушек, игравших веселые песни и танцевавших, выходил жрец и происходило венчание. Затем раздавался свадебный звон колоколов и радостные крики «ура»! Дети бросали цветы к ногам невинно обвиненного, который направлялся домой в сопровождении жены.
Такова была система правосудия короля. По своей простоте она превосходила все известные способы. Народ очень любил подобные торжества; толпа не знала заранее, произойдет ли перед её глазами кровавая сцена или веселая свадьба. И в этом был главный интерес зрелища.

У этого-то полудикого короля была дочь; красотой она цвела так же, как цвело воображение короля, и обладала тем же пылким и властолюбивым характером, как и он. Как это обыкновенно бывает, она была для него зеницей ока и он любил её больше всего на свете. Между придворными был молодой человек, благородного происхождения, но скудного достатка, как это всегда бывает в романах с людьми, которые любят королевских дочерей. Эта последняя благоволила к своему поклоннику, так как он был храбрейший и красивейший во всем государстве, и любила его так пылко и страстно, как любят только полудикие принцессы. Долгое время скрывали они свою любовь от короля; но в один прекрасный день тайна была открыта, и король, не колеблясь ни минуты, решил исполнить свой долг и предать преступника в руки небесного правосудия. Юноша был брошен в тюрьму и на следующий день судьба его должна была решиться на арене короля. Это было необыкновенное событие, и король вместе с народом ждал его с нетерпением.
Осмотрели все клетки с тиграми и выбрали самого дикого и кровожадного. Со всей страны собраны были красивейшие девушки, и опытные судьи выбрали прекраснейшую из них на тот случай, если судьба решит в его пользу. Все, конечно, знали, что виновность подсудимого не подлежит сомнению, и он сам не стал бы отрицать своей любви к принцессе; но король не мог потерпеть, чтобы ради одного случая изменен был способ решения, доставлявший ему так много удовольствия
Назначенный день настал. Со всех сторон нахлынул народ и наполнил галереи арены; даже наружные стены её были окружены толпой народа. Король со свитой сидели на своих местах напротив таинственных дверей-близнецов, так страшно похожих одна на другую.
Всё было готово; знак был дан. Дверь под королевской ложей отворилась, и любовник принцессы вышел на арену. Красивый и статный стоял он посреди арены и шопот восторга и ужаса пробежал среди публики. Зрители никогда не думали, что среди них жил такой прекрасный юноша. Неудивительно, что принцесса полюбила его! Как ужасно его положение!
Выступив вперед, юноша повернул голову, чтобы, по принятому обычаю, приветствовать короля; но не о короле думал он в ту минуту, глаза его были обращены на принцессу, сидевшую с правой стороны короля. Её полуварварская натура не смогла противостоять искушению, и она узнала тайну дверей.
Она знала, где находится свирепый тигр, и где женщина. Она не только знала, в какой комнате находилась женщина, готовая радостно и стыдливо выйти из неё, но она знала даже, кто эта женщина; то была одна из красивейших фрейлин двора. Принцесса не только знала её; она её ненавидела. Часто видела она или воображала, что видит, как это прелестное создание бросало восторженные взгляды на её возлюбленного, и по временам ей казалось даже, что взгляды эти не оставались без ответа. Иногда она заставала их за разговором, хотя и минутным, но как много можно сказать друг другу в короткое время! Может быть они говорили о самых незначительных вещах, почем она знает? Она знала только, что эта девушка осмелилась поднять глаза на её возлюбленного и со всем пылом своей натуры, унаследованной от целого ряда диких предков, она ненавидела свою соперницу.
Когда возлюбленный её повернулся, взгляды их встретились. Ни одно лицо не могло сравниться бледностью с её лицом. По сочувствию любящих душ, без слов понимающих друг друга, он догадался, что она знает тайну, скрытую даже от короля. Его взгляд спросил её: «которая»? Она поняла вопрос и, не теряя ни минуты, подняла правую руку. Он повернулся и быстро направился к дверям. Все сердца замерли, все притаили дыхание и впились глазами в одинокую фигуру посреди арены. Не колеблясь ни секунды, он направился к правой двери и отворил её.
Вся суть нашей истории в том: кто вышел из двери: женщина или тигр?


Текст читать по столбцам.
Frau_ Tigr.jpgFrau_ Tigr.jpgFrau_ Tigr.jpg

А здесь взволнованные письма читательниц:



Особенно интересна третья группа :)

Цитата:
https://www.fergananews.com/zvezda/wineberg.html
"Женщина или тигр?"- этот рассказ Френка Стоктона был напечатан в 1882 году в "Сентчури мэгэзин" (The Century) и скоро завладел умами читателей во всем мире. В то время литературные произведения с неопределенной концовкой еще не вошли в моду и раздражали публику, и потому последние 20 лет его жизни читатели порядком донимали Стоктона с вариантами завершения истории, а иногда и с угрозами. Например, в 1866 году Сан-Францисская газета "Уэйв" сообщала, как однажды пошутил с ним Редьярд Киплинг: шутка его, впрочем, несколько смахивала на остроты какого-нибудь восточного деспота.
       Стоктон и Киплинг как-то встретились на литературном вечере. После обмена приветствиями Стоктон сказал: "Кстати, Киплинг, я ведь тоже собираюсь как-нибудь побывать в Индии", — на что г-н Киплинг с подозрительной теплотой в голосе отвечал: "Милости просим, старина! Мы все с нетерпением ждем Вас! А знаете, что будет с Вами там, вдали от родных и друзей? Прежде всего мы заманим Вас в джунгли, изловим и крепко свяжем — тут нам помогут верные слуги-индусы. Ну, а потом бросим под ноги самому огромному, какой у нас найдется, слону и велим, чтобы он наступил вам на голову, а когда он уже занесет свою ногу, сладчайшим голосом я скажу вот что: "Ну, Стоктон, так кто же все-таки там был, женщина или тигр?.."

       А жена Стоктона увековечила в своем дневнике такую вот нелепую историю.
       Моя племянница, мисс Эванс, написала нам об одной проповеднице, которая гостила в миссии, действующей в местах обитания каренов (племена на северо-востоке Бирмы). И будто бы та рассказывала, какое удивление она испытала, когда в одном из отдаленнейших поселений этого племени, где миссионеры появляются крайне редко, ее встретили странным вопросом - не знает ли она, кто в конце концов оказался за дверью, женщина или тигр? Видимо, писала она далее, миссионер, живший в этом поселении до нее, читал им рассказ Стоктона, полагая, что им должны быть по вкусу именно такие истории. А те в свой черед решили, мол, раз она явилась к ним издалека, значит, должна знать, чем там все кончилось.
       Мужчины, как правило, считают, что в дверях должна появиться девушка; женщины склонны думать, что тигр. Исключением оказался Роберт Браунинг, который заявил, что "нет ни малейшего сомнения в том, что такого рода принцесса при такого рода обстоятельствах направит своего возлюбленного прямо в пасть тигра". И в самом деле, оговорка Фрейда вряд ли случайна: союз "и" в данной ситуации гораздо уместнее, чем "или".


Frau_ Tigr.jpg




Решила я ещё дополнить рассказ юмористической вариацией от Аркадия Аверченко:
— <.> Вот. Случалось ли вам читать в книжках историю под заглавием "Женщина или тигр"?
— Помню что-то. Это, где молодой человек влюбился в королевскую дочку, а король запер в одну клетку дочь, в другую - тигра, да и послал влюбленного - угадай, где что. Ошибешься - на себя пеняй. Это, что ли?
<...>
— Идиотство! Это только начало истории, а не конец! Поняли?

***
Был у меня братишка-близнец. Изумительный человек, красавец - ну... такой же, как я. То есть, конечно, не такой, как теперь, а как раньше. Теперь я - сволочь. И вот познакомились мы, мотаясь по увеселительным местам, с дочкой одного циркового директора. Зверей у него было до пропасти - выбирай, что кому нравится. И тигры, и львы, и леопарды. Тапиры разные. Впрочем, тапиров, кажется, не было. Не важно! Черт с ними, с тапирами. Главное - девушка. Небесная красота, никаких пищеварительных процессов, питание - фиалки и миндальное молоко. Помесь Авроры с Аполлоном. Идет, будто бабочка по цветам порхает. Голос - флейта. Глаза – Монакское озеро.

— В Монако нет озера, - педантично перебил я.

— Не важно. Одним словом - чудные глаза. И влюбились мы с братом до остервенения... Я к ней - с букетом цветов, а уже у нее брат сидит с коробкой конфет. Он разлетится с парижскими духами и - трах! - на меня наталкивается - с альбомом с золотым обрезом, в котором стихи пишут. Это от меня. И стали наши отношения с братом портиться, стали мы друг друга ненавидеть...

— Разве можно брата ненавидеть? - кротко упрекнул я.

— Можно. Девушка такая была, что можно. И однажды дошло до того, что он в ее присутствии подтрунил надо мной, да так обидно, что я за лампу схватился, а он револьвер из кармана вынул. Я револьвер выбил, и пошла между нами свалка... Выходит ее отец - это, говорит, что за шум? До того мы оба были взбешенные, что тут же и изложили все начистоту... «Значит, вы любите мою дочь?» «Любим». «Оба?» «Оба!» «Здорово. Но ведь не может же она сразу за двух замуж выйти?!» «Не может, - говорю я. - Поэтому я и был бы не прочь, чтоб он сдох». Папаша захихикал (ехидный был старичишка), помотал головой и говорит: «Желаете в лотерею?» Я подумал-подумал: все равно от этого чертова братишки не отделаешься, и сказал: «Желаем». «Подчинитесь?» «Честно!»

— Постойте, - перебил я. - А кого же эта девушка любила? Вас или брата?

— Мне казалось, что меня, брату - что его. Так вот, старичок похихикал-похихикал и предлагает «суд Божий» такого сорта: «Я посажу ночью в цирке свою дочь в одну клетку, а тигра - в другую. Пусть один из вас входит в одну дверцу, а другой - во вторую». «Да ведь, значит, тигр слопает кого-нибудь из нас?!» «Слопает. Однако вы сейчас собирались стрелять друг в друга? Не все ли равно?» «А если вас за это в суд потянут?» «Моя забота!» Переглянулись мы с братишкой свирепыми глазами и… согласились.


— Эта ужасно! - перебил я его странный рассказ.

— Конечно, ужасно. Но если вам случалось крепко влюбиться, вы поймете. Являемся мы с братишкой ночью в цирк, а там уже все организовано. Две драпировки, а за ними - пойди-ка, разберись, кто где запрятан?! Я брату и говорю: «Ну, пойдем, что ли? Я рискну - в левую, а ты - в правую». «С какой стати! Я сам думал левую выбрать». «Ну, иди в левую, я пойду в правую». «Хитришь! - орет брат.

— Не надуешь! Желаю идти в правую». (Тяжелый был у него характер.) «Одним словом, - скрежещу я зубами, - ты-то куда пойдешь?!» «В левую, - кричит он, - в левую, обязательно в левую!» Вздохнул я, пролепетал какую-то молитвишку... и направился в правую! Отдернул драпировку, открыл дверцу клетки - тьма, хоть глаз выколи, - вхожу. Шарил, шарил, что-то теплое под рукой. – «Ты, Эмма?» - спрашиваю. «Я!» И уже на моей шее повисла. «Ну, думаю, пропал братишка! Царство ему небесное». Прислушиваюсь - даже рева не слышно. Молча жует, скотина, моего брата. Вот какая история!

— И у вас нет раскаяния? - угрюмо спросил я.

— Еще какое!!

— Брата жалко?

— Нет, не то.

— А что еще?!

— Клеткой ошибся.

— То есть как?! Ведь вы избавились от соперника, получили любимую девушку, перл создания...

Он расстегнул на груди рубашку не первой свежести:

— Перл создания? Видите, как эта дрянь меня каждый день отделывает? Синяк на синяке. Разорила меня, довела до пьянства и бьет, как собаку. (Он угрюмо помолчал.) Да-с, да-с, молодой человек. Ошибся я клеточкой - что там и говорить. Клеточкой ошибся!!!

— Вот так штука! - охнул я. - Значит, вы напрасно погубили брата?

— Погубил?! Кто это вам сказал?! Да знаете ли вы - утром подходим мы к клетке: в одном углу тигр спит, в другом - брат. Продрал он глаза и говорит: «Теперь этот тигр мой, так как я заслужил его». Животное оказалось такого прекрасного характера, что брат с ним и сейчас в цирке Буша разные штуки показывает. Большие деньги загребает. Вы верите в предопределение?

— Hет, - поспешно ответил я. - У меня больше нет мелочи.

— Жаль. А то поддержали бы человека, который клеткой ошибся.

И он ушел от меня, унылый, согбенный, будто клетки с девушками всего мира навалились на его тощие плечи...

Газета «Сегодня», Рига, 1924




Tags: истории, тема
Subscribe

  • Фриц фон Уде, картина «Принцесса луга».

    Fritz von Uhde (1848-1911), «Heideprinzesschen». 1889. Staatliche Museen zu Berlin. Помимо того, что он был художником, Фриц фон Уде…

  • Рыжий март.

    стихи оглянуться не успеешь – снова лето, длинным прочерком зима в углу тетради, и ни строчки, ни полстрочки, а по свету бродит Март с…

  • ><((((o>

    «Ремикс» не ремикс, с терминами сложно. Это называется «оборотка». Под обороткой понимают стихотворный ответ, в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments