N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Картина «Боярская свадьба» Константина Маковского. Сравнение с гравюрой.

Вернусь к своей старой теме по боярышням Маковского http://weblog.33bru.com/kommentar20296783_10.html
Речь о картине «Боярская свадьба» «Русский свадебный пир XVII века» (A Boyar Wedding Feast in the 17th Century) – картина русского художника Константина Маковского, написанная им в 1883 году, находится в коллекции музея Hillwood Estate в Вашингтоне.


Размеры картины о-го-го какие: 236,22 х 391,16 см без рамы (254,64 х 408,94 см — с рамой). Читательницы берлинского модного журнала Der Bazar за 1887 год получили возможность оценить картину, благодаря работе талантливого гравёра —  Ричарда Бренд'амура: R. Brend’amour (1831-1915) — полное имя Franz Robert Richard Brend’amour. О нем я рассказала в теме о Леди Джейн Грей: https://n-dank.livejournal.com/92668.html

Я давно подбираю и сравниваю работы художников и гравёров, весьма занимательное занятие! Разворот журнала, к сожалению, не раскрыт полностью. R. Brend'amour nach Gemälde von Proffessor K.E.Makowsky.




«В то время аристократы Петербурга увлекались постановкой «живых картин». В кружках любителей художеств Константин Егорович Маковский слыл блестящим постановщиком, умеющим воплотить в жизнь свои художественные фантазии. Александр Алексеевич Плещеев, часто встречавшийся тогда с Константином Егоровичем в клубе художников, вспоминает: «К.Е. Маковский использовал сценою для задуманных им картин так называемые «живые». Здесь собирали лучшую публику столицы. Я помню, сколько раз Константин Егорович приходил с наброском и располагал участников этого живого спектакля. Наблюдал сочетания красок, соответствие лиц с декорациями»
Известия о спектаклях у Маковских мгновенно разносились по Петербургу. Великие князья нередко обращались с просьбой повторить постановки в их дворцах, а живая картина «Боярский пир» и «Аида» были повторены в особняке А.Н. Нарышкиной для государя.» (с)Т.В. Лебедева. Сергей Маковский. Страницы жизни и творчества.

По заранее сделанным наброскам художник воссоздавал антураж исторического события при участии представителей аристократических кругов и при помощи своей личной коллекции, в которой находилось множество исторических костюмов и предметов быта. Многим художникам этого круга была свойственна страсть коллекционирования. По воспоминаниям сына художника Сергея Маковского: «отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением… ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала… чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками… Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды…» (c)Татьяна Карпова. Пленники красоты. Журнал «Наше Наследие» (2005)

Фото можно увеличить.


«Выбор Константина Маковского остановился на русской старине, что очевидно, не было случайностью. В 1883* году на Всемирной выставке в Антверпене головокружительным успехом пользовалась его картина «Боярский свадебный пир», удостоенная самой высокой награды — Большой золотой медали. Орденом короля Леопольда был награжден и сам художник. При работе над этой картиной художнику позировали жена, её сестра Екатерина, подруга Юлии Павловны В.Афросимова и старший сын Сергей. Картину купил американец Шуман, владелец ювелирного магазина, и, окрыленный ее успехом, заказал Маковскому еще одну работу на тему русской старины — «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем».» (с) Т.В. Лебедева. Сергей Маковский. Страницы жизни и творчества.
*год в цитате указан ошибочно? Выставка в Бельгии проходила в 1885-ом: Weltausstellung Antwerpen 1885

Фрагмент картины.








Фрагмент картины.





Этот уголок трудно рассмотреть на репродукциях.


Подпись гравера (точнее, ксилографа): R. Brend’amour Источник: HHU.

1887 год. При описании картины Маковского прежде всего обращают внимание на пышность проводимого с колоссальным расточительством праздника, так порою в прошлые века отмечала русская знать семейные торжества. Расказывают о мастерски переданных художником эмоциях родственников и друзей, культурно-исторических деталях костюмов, утвари, мебели, роскошных столовых приборов.
Особого восторга в тексте я не вижу, пишут: картина производит приятное впечатление (wohlthuenden Eindruck).

В заметке также рассказывается об успехах ксилографии. До недавнего времени речь шла лишь о ксилографическом факсимиле, о факсимильной версии оригинала, тем более ценной, чем точнее воспроизводились детали рисунка. (В тексте использовано то самое выражение «тютелька в тютельку»: je treuer es die Zeichnung bis auf Strich und Tüttelchen wiedergab. Тут редкое слово «Tüttelchen» означает «Kleinigkeit», «Bagatelle» до мелочей) Теперь же появилась возможность передавать изображение с полной художественной силой.


По рассказам тётушки Вики (Tante Wiki), Третьяков хотел приобрести картину «Боярский свадебный пир», но Маковский запросил слишком высокую для коллекционера сумму в 20 тысяч рублей. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, в Москве, в Париже и в Антверпене. В августе 1885-го «Боярская свадьба» была продана за 15 тысяч долларов США (10 тысяч фунтов стерлингов, 60 тысяч рублей) американскому ювелиру Шуману. Надо заметить, весьма выгодно продана, даже сумма предложенная российским императором Александром III* выглядела несколько скромнее (*ссылка на The Mentor, 1917, с. 537.)
Какой бы популярностью не пользовалась та или иная выставка, но о наиболее интересных экспонатах не понаслышке хотелось узнать и тем, кто в силу занятости и удаленных расстояний не сумел оценить экспозицию лично.
Гравюры, литографии, ксилографии позволяли тиражировать изображения, донося информацию до массового зрителя, точнее, читателя. Транспортировка полотен такого масштаба – даже сегодня задача технически сложная и затратная, картины не слишком-то любят путешествовать, другое дело – отправить иллюстрированный журнал подписчикам. И это другое дело мастерами штрихов и тютелек XIX столетия было освоено в совершенстве. Степень совершенства я и пытаюсь рассмотреть.
b029a38b908c68981036cc40ec89df90.gif Несмотря на нахваливание новых технологий, качество иллюстраций в подобных журналах ухудшалось с каждым годом по причине не столько новшеств, сколько дорогостоящей работы гравёров, настоящих мастеров своего дела становилось всё меньше. Виной тому были, конечно, фотографии, которыеиздателям обходились существенно дешевле. В 1890-ых в женских и семейных журналах публикуется достаточно много фотографий, там, где раньше работали художники и гравёры, теперь востребованы фотографы. Надо мне примеры поискать.




smiles-privetstvie-391.gif Почитала о судьбе картины в Америке.
«В августе 1885 г. она была приобретена американским ювелиром Чарльзом Уильямом Шуманом за 15 тысяч долл. США и до 1912 г. находилась в витрине магазина Шумана в Нью-Йорке в рамках кампании по сбору денег на благотворительность, а репродукция картины размещалась на подарочных коробках с шоколадом. На аукционных торгах по распродаже имущества Шумана в 1936 г. картина была продана за 2500 долларов в частную коллекцию. В 1939 г. картина выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке, и в 1946 году работа была приобретена Робертом Рипли - создателем радио-шоу «Ripley's Believe It or Not!», ещё мальчиком купившим открытку с репродукцией этой картины. Во время распродажи его имущества 26 августа 1949 г. картина была продана за 2200 долларов. 18 декабря 1968 г. картина снова была продана, попав в коллекцию М. Пост, после смерти которой в 1973 г., была преподнесена в дар музею «Хиллвуд»...Коллекция музея Хиллвуд собрана Маржори Мерривезер Пост (1887–1973)» (с)Tante Wiki



Tags: гравюра, картины, тема
Subscribe

  • Фриц фон Уде, картина «Принцесса луга».

    Fritz von Uhde (1848-1911), «Heideprinzesschen». 1889. Staatliche Museen zu Berlin. Помимо того, что он был художником, Фриц фон Уде…

  • Рыжий март.

    стихи оглянуться не успеешь – снова лето, длинным прочерком зима в углу тетради, и ни строчки, ни полстрочки, а по свету бродит Март с…

  • ><((((o>

    «Ремикс» не ремикс, с терминами сложно. Это называется «оборотка». Под обороткой понимают стихотворный ответ, в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments