N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Categories:

Майнцский собор. Алтарь Девы Марии. Святой Мартин, Святой Бонифаций. Храмовая скульптура XV века.

резная деревянная скульптура, мастерства средневековых резчиков по дереву
Собор в Майнце уникален, в рамках ЖЖ или википедии рассказать о нём очень сложно. Майнцский собор относится к категории императорских соборов (Kaiserdom), такие соборы строились по прямому указанию императора Священной Римской империи.

Алтарь Девы Марии (красавицы Марии из Майнца). Flügelaltar der Marienkapelle, Schöne Mainzerin. ок.1500.

Два крыла в неоготическом стиле были добавлены в 1875 году. На алтарных крыльях-створках избражены две библейские сцены: Рождество и Поклонение волхвов. Крупным планом. Две резные фигуры из липового дерева в епископском облачении (Pontifikalgewänder), украшающие алтарь Девы Марии. Алтарь находится в северном* (рыночном) портале собора Св. Мартина в Майнце (Mainz, Dom St. Martin).




Мне бы не хотелось мимоходом углубляться в тысячелетнюю историю одного из самых знаменитых и значимых соборов Германии, речь пойдет именно о данных исторических экспонатах. Mit Liebe zum Detail.
Слева: Видный миссионер и реформатор церкви Франкского государства, прославившийся как «апостол всех немцев», Святой Бонифаций. Справа: покровитель собора Святой Мартин. Высота фигур 135 см.


Из-за проводимых в северном портале собора реставрационных работ данные фигуры временно покинули своё место в алтаре Св. Марии, и появилась возможность рассмотреть скульптуры детально. Створки алтаря при проведении работ закрыли, фигура красавицы Марии с младенцем на руках была перемещена в южный портал собора.
У Св.Бонифация в руках католический епископский посох (жезл) с загнутым завершением — знак церковной власти. Пронзенная кинжалом книга (евангелиарий) — свидетельство трагический гибели архиепископа Майнца от рук разбойников. Книга защитила священника от одного из ударов нападавших. На митре — классическое изображение Христа в терновом венце, со следами от бичевания и с орудиями Страстей (Христос как «Schmerzensmann», как «Муж скорбей»).


Морщины и складки делают лицо по-настоящему живым! Краски подобраны так удачно, что даже резные каменья на митре кажутся настоящими.
DSC00913.JPG

В какой-то момент даже засомневалась, все ли детали выполнены из дерева. Все!






Мартин Турский — епископ Тура, один из самых почитаемых в Европе святых. На украшенной золотым шитьем митре изображена история встречи находившегося на тот момент на военной службе Мартина и нищего, которого принято отождествлять с Христом. У возвращавшегося из дальнего похода римского легионера не оказалось денег, и он поделился с замерзавшим обездоленным человеком своим плащом, разрубив плащ на две части.


Работа резчика по дереву не может не восхищать. Так головокружительно глубок взгляд, так мастерски воссозданы элементы одеяния, складки, ленты, тончайшие перчатки на руках, кажется, что даже текст на страницах рукописной книги можно прочесть!



Надо заметить, что атрибуты в руках, кисти рук и ступни  деревянных скульптур зачастую вырезали отдельно. Здесь всё видится монолитным, за исключением разве что затейливых завитушек на епископских посохах.



Тыльную сторону статуй оставляли плоской для лучшего соединения с задней алтарной стенкой. Видна полость внутри резной фигуры.


Но самое загадочное как раз то, что нет не только сведений о мастере-резчике, нет даже убедительной информации о времени появления этих двух экспонатов под сводами храма. Считается, что данные фигуры были представлены в капелле Девы Марии с момента её размещения в соборе, которое было завершено ок. 1495/98 года. Однако, нет информации о том, к примеру, как деревянным скульптурам удалось пережить 1813 год, когда солдаты разбитой армии Наполеона, ища укрытия в стенах собора и пытаясь хоть как-то согреться, сожгли практически все деревянные предметы.
Было высказано предположение, что данные фигуры были подарком епископа Кольмара (Joseph Ludwig Colmar, 1760-1818). Епископ майнцского собора Кольмар не раз обращался с личной просьбой к Наполеону, пытаясь отстоять как сам собор, так и хранящиеся в нём сокровища, которые французы хотели пустить с молотка еще в 1801-м году.
В 1863-ем году каноник майнцского собора,художник Franz von Kesselstatt преподнес в дар собору резной рельеф «Воскрешение Лазаря»(Holzrelief "Auferstehung des Lazarus"). Есть мнение, что вместе с рельефом были подарены и данные фигуры.
b029a38b908c68981036cc40ec89df90.gif Мнение есть, сведений нет. Из текста Hypothese 3 не понять, когда и кем был сделан подаренный рельеф. Franz von Kesselstatt был замечательным художником, который детально и живо запечатлел образ города Майнца, его улиц, площадей и зданий, но он не был резчиком по дереву, то есть рельеф был им где-то приобретен. В музее при соборе есть скульптурная группа «Воскрешение Лазаря» ("Auferweckung des Lazarus"), я бы не назвала её рельефом, не уверена, что речь шла об этом объекте. В любом случае, эта резная композиция является ещё одним интересным примером позднеготической деревянной скульптуры, сохранившейся в соборе Майнца. Когда-то фигуры были раскрашены красками: Holz, ursprünglich farbig gefasst, H. 67 x B. 48 x T. 15 cm. Schwabisch. Um 1520/30.



Экскурсии и прогулки по рейнским замкам хороши, но собор в Майнце совершенно особенный. О соборе в Майнце я могу рассказывать очень долго, обращайтесь, если что:)

+ ниже в комментариях несколько фотографий
Tags: тема, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments