N.Dank... Согревая ладошки луж. (n_dank) wrote,
N.Dank... Согревая ладошки луж.
n_dank

Category:

Cокровищница. Вена. Вышивка or nué XV век. Алтарное покрывало, мантии, плувиал Ордена Золотого Руна.

Примеры вышивки or nué XV века. Хотелось бы присмотреться к деталям, к стежкам, к сюжетам и образам.

Фрагмент «мантии Христа» («плаща Христа»). Плувиал с изображением Христа на троне в венской сокровищнице находится в зале номер 16:
Das burgundische Erbe der Messornat des Ordens vom Goldenen Vlies.




Рыцарские ордены — сообщества воинов Христовых
(milites Christi), прежде всего аристократов (рыцарей)
в странах Западной Европы. Орден Золотого руна был
основан Филиппом III, герцогом Бургундским, в Брюгге
во Фландрии в 1430 году. Орден был основан для защиты
римско-католической религии, для поддержки рыцарских обычаев и престижа герцогов Бургундии:
англ. The Order of the Golden Fleece, фр. L’Ordre de la Toison d’Or,  исп. La Orden del Toisón de Oro.
Это один из самых элитных рыцарских орденов в Европе,
состоявший почти исключительно из членов католической
королевской семьи и дворянства.


Каким же образом облачения священнослужителей,
над которыми трудились брюссельские золотошвейки
и вышивальщицы XV века, оказались в Вене?
Цитата:
«Орден Золотого Руна был учрежден герцогом Бургундии
Филиппом Добрым (1396—1467) в 1430 году в честь Девы Марии
и апостола Андрея по случаю своего бракосочетания с
Изабеллой (1397—1471), дочерью короля Португалии Жуана I.
После смерти последнего герцога Бургундии Карла Смелого в
1477 году руководство орденом перешло к супругу его дочери
Марии — с австрийскому эрцгерцогу Максимилиану Габсбургу,
который впоследствии стал императором Священной Римской
империи Максимилианом I. Таким образом, гроссмейстерство
ордена перешло к дому Габсбургов
(с) «Высшие рыцарские ордена...» Хазин А.Л.





Так выглядит зал номер 16, где выставлены выдающиеся образцы средневековой вышивки. Слева: «Мантия Марии», «Мантия Христа» и «Мантия Иоанна», все три плувиала вместе составляют Деисус.




1
Marienmantel des Meßornats des Ordens vom Goldenen Vlies (Pluviale)
Größe: L. 164 cm, B. 330 cm
um 1425/1440
Фотографию можно увеличить. Источник: https://www.khm.at/objektdb/detail/86220/


Мария на троне. Под стежками шёлка хорошо виден блеск золотых нитей. Именно о технике вышивки мне и хотелось бы поговорить. По ссылке: фрагмент увеличивается до размера 4012x2257:
https://www.flickr.com/photos/profzucker/32257976440/in/photostream/

Авторство рисунков приписывается так называемому Флемальскому мастеру. В настоящее время фактически общепринятым является мнение, что Флемальский мастер — это Robert Campin (1375 - 1444), работавший в Турне, он был одним из пионеров старого голландского реализма наряду с братьями Ван Эйк.

Я сфотографировала прежде всего те фрагменты, на которых увидела знакомые сюжеты. Увы, в иконографии я разбираюсь с трудом, но всё-таки! Святой апостол Андрей Первозванный изображался с латинским крестом, по преданию, крест, на котором был распят святой Андрей, имел особую форму — был в виде латинской цифры X. Петр – с ключом, Павел – с мечом, первоверховные апостолы Петр и Павел. Обнаженный юноша у столба, пронзенный стрелами – это Святой Себастьян. Востребованный художниками как никто другой Святой Иероним помимо приметной кардинальской широкополой шляпы, красной сутаны и библии, обязательно появлялся на картинах в сопровождении льва. Отсечённая голова в руках мученика может указывать на многих святых: повторяющаяся в разных краях легенда гласила, что когда голова была усечена, святой взял её в руки и отправился на место своего погребения. Как «главоносцы» изображались Дионисий Парижский, Святой Никасий из Реймса, а если втроем (вместе) – то это цюрихские покровители и святые католической церкви Феликс, Регула и Эксуперантий.

Летом 2017-го года дважды (дважды подряд, а это уже что-нибудь да значит) моё внимание привлекло изображение Святой Жаневьевы. На мантии Марии — крайняя справа, ниже ряда с ангелами.

Женевьева Парижская (Hl.Geneviève, 423 – 512) – французская святая, покровительница города Парижа, епархии Нантерра и национальной жандармерии. Почитала о Жаневьеве, интересно ведь!
Париж в середине 5 века н.э. – один из городов римской Галлии. В этот период римская империя, атакуемая многочисленными варварскими племенами, приходит в упадок. По легенде, в 451 году, во время вторжения гуннов под предводительством Аттилы, именно Женевьеве удалось убедить парижан не сдавать свой город завоевателям. Римская армия покинула Париж. О жестокостях варваров в те времена было известно всем, они разрушили Кёльн, сожгли Мец, Верден, Реймс и другие города на своем пути. Парижане хотели спасаться бегством. Но Женевьева предсказала, что Париж будет спасён, и своей речью настроила горожан не покидать свои дома: «Пусть мужчины бегут, если они хотят, если они больше не способны сражаться. Мы, женщины, будем молиться Богу столько, сколько нужно, чтобы он услышал наши просьбы». Потерявшие надежду горожане хотели убить святую, но случилось невероятное, грозный Аттила и в самом деле отвёл свои орды от города в сторону Каталаунских полей, где и был разбит. После этого слава святой возросла.

По другой гипотезе, она предупредила гуннов об эпидемии холеры, свирепствующей в регионе. К тому же, благодаря своим связям с франками, служившими в римском штабе, она могла знать, что Аттила прежде всего хотел сразиться с вест-готами в Аквитании, и захват Парижа не входил в его планы. В любом случае, самым важным было предотвратить панику и бегство людей из города.
В 460 году Женевьева благословила постройку церкви над могилой святого Дионисия – первого епископа Парижа, при этой церкви король Дагоберт I позднее основал бенедиктинское аббатство Сен-Дени. Согласно преданию, на это место со своей отрубленной головой в руках пришёл с Монмартра первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский. В базилике аббатства Сен-Дени похоронены почти все короли Франции ит.д. До 16 века Женевьева изображалась в образе молодой девушки в белом платье со свечой (или фонарём) в руке, которую демон пытается затушить (в память о строительстве первой базилики Св. Дионисия, где она руководила работами, в том числе и ночными).

Эта картина находится по соседству с Венской сокровищницей, в Музее истории искусств в Вене. Мультяшный дьяволёнок привлёк моё внимание, запомнился, так что первой из окружавших Марию святых, я узнала Святую Жаневьеву.
Hugo van der Goes(um 1440-1482) Hl.Genoveva um 1470/75
Серое на сером, картина выполнена в технике гризаиль. Хуго ван дер Гус 1470/75.
Справа: Собор Парижской богоматери, скульптурное изображение Святой Жаневьевы. Фото из сети.


Святой Пётр справа. Мантия Марии.


Ангелы с голубыми и зелёными крыльями.


В красном — архангел Гавриил с лилией в правой руке. В иконографии лилия в основном связанна с Благовещеньем, где архангел Гавриил приходит к Марии с Благой Вестью, которая изображается как правило в виде ветки белоснежной лилии.
Лилия — эмблема непорочности.


Фото из сети даёт возможность рассмотреть фигуры ангелов.


Марию окружают женские фигуры: святые девственницы, мученицы и матроны. Святая Маргарита (Margareta von Antiochia), Маргарита Антиохийская или Марина Антиохийская изображается с драконом, в которого превратился сатана. Справа, как я полагаю, Святая София с дочерьми? Вера, Надежда, Любовь и их мать София (Sophia von Mailand).


Фрагменты из сети. Святой Пётр. Может быть кому-то удастся назвать имена. Нижний ряд мантии.




В центре: Святая Варвара — Санта Барбара. Пишут, мол, девушка была увлечена чтением манускриптов и раздумьями, что в те времена выглядело странным, и именно поэтому её назвали «барбара» (варварка, дикарка). Барбара жила отшельницей в башне, попросив каменщикив построить в башне не два, а три окна. Третье окно  символизирует  Святую Троицу.


Четвёртая в среднем ряду Святая Аполлония Александрийская со щипцами в руках. Рядом, вероятно, покровительница слепых Луция Сиракузская (Santa Lucia), убитая ударом меча. Жестокое преследование против христианки Луции возбудил отвергнутый жених.
Pl3.jpg

Святая Вероника, в руках которой плат — Спас Нерукотворный — на мантии крайняя справа в нижнем ряду. Святая Мария Магдалина изображается держащей сосуд с миром как жена-мироносица — справа от Святой Софии?? Кажется, в правой руке у святой девы свеча, и к этой свече тянется то-оненькая ниточка от маленького ангелка. Я назвала восемь имён, всего на мантии Марии 21 святая  (или 24, считая девочек Веру, Надежду и Любовь), полосы плувиала украшены вышитыми изображениями апостолов и пророков.
Удивительная детализация, даже цвет глаз имеет определенный оттенок.
Эти две фотографии из ЖЖ uchitelj





У всех в руках какие-то сосуды или короны...нижний ряд.







2
Christus-Mantel des Meßornats des Ordens vom Goldenen Vlies (Pluviale) um 1425/1440
Größe: L. 164 cm, B. 330 cm
um 1425/1440
Мантия Христа.

Размер кадра: 2260х1160


Тут уже шестикрылые серафимы. В центре с мечом — архангел Михаил.


А какими современными кажутся ангелы! Пёрышки просматриваются на руках и на ногах!


Пронзенный кинжалом «апостол всех немцев» Святой Бонифаций с евангелиарием в руках — верхний ряд слева.
Рядом — Святой Христофор изображается великаном, несущим Христа. Две моих фотографии (зато виден блеск нитей).


Под ногами святых —  кафельные плитки (голубые и золотые), зрительно увеличивающие пространство крошечной секции. И только Святой Христофор идёт по воде.


Инструмент с острыми зубьями (похож на грабли) держит епископ Власий Севастийский?
Фото справа: Лаврентий Римский (лат. Laurentius — «увенчанный лавром»). В искусстве католических стран Лаврентий часто изображается с решёткой — орудием своей казни.


Епископы, аббаты, монархи, святые мужи. Третий в нижнем ряду: скорее всего это евангелист Марк (рукопись и лев). В сияющей мантии с золотыми лилиями — руководитель 7 и 8 крестовых походов Людовик IX Святой (корона, геральдическая лилия в три лепестка).


В центральном ряду (ниже архангела Михаила) с камнями в подоле изображен Стефан Первомученик — первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года. С портретом Марии в руках изображен евангелист Лука. Согласно преданию, Лука был художником, и написал несколько портретов Девы Марии и Иисуса. У ног Луки лежит крылатый телец, впрочем за полами зелёного одеяния крыльев не разглядеть.
В папской тиаре (в тройной короне), надо понимать, Григорий I (папа римский Gregor der große, ок. 540 —  604) — один из латинских великих учителей (отцов) Церкви.
В среднем ряду: Дионисий парижский, держащий в руках свою голову. Рядом в рыцарских доспехах святой с мельницей в руках, запоминающийся атрибут...UPD: римский легионер Виктор Марсельский. Покровитель моряков. Почитается в лике святых у католиков, в лике мучеников — у православных. Его казнили, положив между мельничных жерновов.


С крестом Святой Андрей Первозванный.





И ещё несколько фотографий из сети. Фрагмент мантии, внизу справа (фигуры 8 и 9, если считать слева направо). Франциск Ассизский символически изображается в коричневой монашеской рясе, подпоясанной верёвкой с тремя* узлами, символами трёх данных им обетов (бедности, целомудрия и послушания), и имеющим стигматы (раны Христа) — на ладонях раны хорошо заметны на вышивке. Рядом со святым Францисском? Присмотритесь к вышивке внимательно, насколько великолепна техника исполнения!
* вообще-то четыре узла обычно изображается, узелок рядом с поясом не считается, вероятно.


Nadelmalerei (лица и руки) + Lasurstickerei (Or Nué) Burgundische Technik. Burgundisch-niederländisch (Brüssel? под вопросом, точных данных нет)
Бургундская техника, термин для совмещения двух вышивальных техник, известных с начала XV века, а именно: игольная живопись (Nadelmalerei) и вышивка Or Nué.
Nadelmalerei очень похожа на теневую гладь, позволяющую создавать работы удивительной реалистичности. Теневая гладь придает рисунку живописность с помощью тщательно подобранных оттенков шёлковой нити.
Техника вышивки Or Nué в принципе проста: требуемый рисунок воспроизводится цветным шёлком поверх золотой нити, закреплённой на основе швом в прикреп. Горизонтальные золотые нити создают впечатление плетения, делая поверхность похожей на гобелены. Отблеск нижней золотой нити сквозь преднамеренные или случайные зазоры между стежками делает вышивку ещё более изысканной.
Or Nué Золотая нить крепится на основе швом «в прикреп».
Технология вышивки or nué очень наглядно представлена на примере этой лисички (с) La technique de la broderie d’or
foxycloseup.jpg

Пример воспроизведения рисунка в технике Or Nué. Картинки нужно увеличить. Пример «грубоват», но очень нагляден. Золотошвейки XV века использовали тончайшую золотую нить, дотрагиваясь до неё лишь иглой. Предварительно такая нить наматывалась на деревянную катушку, которую вышивальщицы и держали в руках.


Техника изготовления плувиалов также включает в себя использование жемчуга, камней, стеклянных бусин, бархатных лент и аппликаций. Основой служит тонкое плотное льняное полотно. Сияющие сквозь шёлк золотые нити придают вышитому полотну особую притягательность. Невероятно роскошное произведение искусства.






3
Мантия Иоанна Крестителя. В центре среди ангелов  изображён архангел Рафаил. 



Иоанн Креститель также восседает под балдахином, но на фоне скалистого, покрытого лесами, ландшафта.


Рафаил (от «рафа́» רפא — исцелять) часто изображается с рыбой в руке. Это отсылка на Книгу Товита — архангел приказал Товию поймать рыбу, а затем научил юношу, как при помощи рыбьего желчного пузыря излечить слепоту отца...




С оленем или с оленихой, вероятно, — Святой Эгидий.


Казалось бы, проще всего назвать имена святых, если их атрибутами являются животные.
Святой Эгидий с оленем. Святой Антоний Великий, пустынник и основатель отшельничества, со свиньей и с колокольчиком для отпугивания бесов. А вот с таким львом или гривастым псом кто?


Вот так на самом-то деле выглядит золотое шитьё плувиала. Согласитесь, есть разница.







4
Алтарное полотно (верхнее по центру на фото зала номер 16).


Центральный фрагмент. Святая троица.


Слева и справа от центральной сцены изображены двенадцать пророков в верхнем ряду и двенадцать апостолов в нижнем ряду (вычитала: по шесть на каждом из полотнищ, на верхнем полотнище  и на нижнем). На данном фрагменте внизу: апостолы Пётр и Андрей. Вверху: пророки Моисей и Илия (нужно вышитое имя прочитать, для полной уверенности).

Тут хотелось бы вспомнить о картинах Флемальского мастера, отождествляемого с фламандским художником
Робером Кампеном (Robert Campin 1378 (?) — 1444). Именно Флемальскому мастеру приписывается авторство
рисунков, которыми руководствовались вышивальщицы.
Картинная галерея Städel во Франкфурте на Майне:
Trinitätstafel ок. 1430 года. 148.7 x 61.1 см. Техника гризайль на дубовой доске. Троица. Бог Отец с телом Иисуса
на руках и сидящий на плече голубь.
В Штеделевской галерее находятся три створки складного  алтаря из
Флемальского аббатства близ Льежа (Abtei Flémalle bei Lüttich), созданные таинственным Meister von Flémalle.
Яркие (цветные) створки алтаря открывались по праздникам, в сложенном виде были видны створки внешней секции,
выполненные в технике гризайли. На одной из сохранившихся створок изображена Святая Вероника со Спасом
Нерукотворным. На этом сходстве, пожалуй, и строятся предположения об авторстве. Впрочем, Флемальский
мастер – призрак истории искусства. Есть мнение, что и аббатства такого никогда не существовало.


Robert Campin (c. 1375—1444). Identified as the Master of Flemalle. Flemish painter. Trinity.
Троица.
Дерево, масло. 34х24,5 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Эта алтарная створка  датируется
ок.1430 года. В настоящий момент автором этой картины считается фламандский живописец Робер Кампен. Точнее,
неизвестный мастер, потом неизвестный Флемальский мастер, и на сегодняшний день уже Робер Кампен. В
каких-то изданиях говорится о художнике из мастерской Кампена. Очень убедительное сходство с вышитым
изображением на алтарном полотне, хранящемся в Венской сокровищнице.


Робера Кампена называют наставником Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden, 1399/1400-1464).
Троица ок.1430-40 года. M – Museum Leuven, Бельгия. Картина из мастерской Рогира ван дер Вейдена.
Идею сопоставления этих изображений я позаимствовала из работы Главного куратора отдела средневекового и раннего
современного искусства Национального музея в Варшаве Dr. Antoni Ziemba. В архивах Ордена Золотого руна между 1432 и 1451
годами много раз упоминается имя художника Hue de Boulogne. Есть мнение, что дизайн алтарных покрывал принадлежит ему.
Называют и другие имена возможных авторов дизайна мантий. 








5
Алтарное полотно (нижнее по центру на фото зала номер 16).


Фрагмент. Фото из сети.
Мистическое обручение святой Екатерины. Святая Екатерина изображается обменивающейся обручальным кольцом с Иисусом Христом, что символизирует её духовную связь c ним и то, что она стала «невестой Христовой». Детали украшены настоящим жемчугом. Короны Марии и Екатерины также украшены жемчугом и «каменьями» из цветного стекла.


Крупным планом Иоанн Креститель. Нимб в технике Or Nue. Лицо выполнено теневой гладью.






Вот, даже чернильница вышита! (с) Всё фрагменты данного алтарного покрывала найдены в сети.


Даже кошель с деньгами и фасетки на окнах. Но рассмотреть в Венской сокровищнице такие детали не успеваешь.


Фрагменты. Полюбоваться стежками можно увеличив изображение.








6
Die Liturgischen Gewänder. На фото зала номер 16 — три витрины справа.
В иконографическом отношении данные литургические облачения связаны объединяющей темой с тремя плувиалами (мантиями). Совпадают даже очерченные  красными бархатными лентами элементы отделки, имеющие форму вытянутых шестиугольников (подобно сотам или ячеям рыболовной сети). Помимо придания единообразия и стиля, они служат связующим звеном отдельным фрагментам вышивки, соединённым в общую композицию на льняной основе.

С некоторой долей условности и символизма можно рассматривать эти элементы отделки, по своей структуре напоминающие рыболовную сеть, как напоминание о тексте Евангелия. Не случайно покровителем Ордена считался апостол Андрей.
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. (Матф.4:18-20)
У Давида Ганца (David Ganz «Vor schwarzem Grund...») можно почитать про двойной «улов». Когда надевались эти раскошные литургические облачения, символические сети обеспечивали двойной «улов». С одной стороны, как и всякая одежда, одеяние «охватывало» тело священнослужителя. С другой стороны, в эти «сети» попадали члены церковной общины.

Интересен вот этот экспонат: Dalmatic. Далматика снабжена рукавами.
Вышитые Orphreys (широкие накладные ленты-полосы, используемые на ритуальных одеждах священников) накладываются поверх основного расшитого полотна. Часть вышивки закрыта, а очень жаль)


Ангел с накладной ленты (на фото слева). Лента скрывает такие интересные фигуры! Юноша с собаками (даже два юноши с собаками рядом). На этом фрагменте видно крыло ангела — красные перья изнутри, синие снаружи.








7
Casula des Meßornats des Ordens vom Goldenen Vlies
L. 149,5 cm, B. 135,5 cm
um 1430/40
Казула ещё осталась на сайте музея (многие фотографии были, но пропали)
https://www.khm.at/objektdb/detail/86213/?lv=detail
Крещение Христа на лицевой стороне (die Taufe Christi) и Преображение Господне (Verklärung Christi) со стороны спины.


Лицо Христа вышито красным шёлком при помощи техники Or Nue, благодаря чему оно сияет золотом, как описано в Библии («его лицо сияло как солнце»)


Слева со скрижалями в руках — Моисей с «рогами». По самой распространённой версии, рога на его голове появились в христианской иконографии в результате некой ошибки при переводе с древнееврейского на латынь, перевод был выполнен блаженным Иеронимом Стридонским (ок.345—419/420). Спорными являются строки Библии, описывающие второе восхождение на Синай (Исход 34:29):
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».
В древнееврейском тексте употреблено слово «qrn» (в семитской традиции гласные не пишутся). Слово «qrn» можно прочитать по-разному, в частности: qeren – рог; qeren – луч; qaran – сиять.
Как вариант: «...Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним.»
Но есть мнение, что перевод был сделан правильно.
«Дело в том, что «рог» был одной из древних метафор земной и божественной власти, которая в библейском тексте относится не только к различным царствам, но и к самому Господу. Влиятельный богослов и энциклопедист Исидор Севильский (ок.560-636) сравнивал с двумя рогами две части Писания – Ветхий и Новый Заветы. Как бы то ни было, первые образы Моисея с рогами возникают лишь в XI в...» (с) «Страдающее Средневековье...» Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман
Во времена позднего средневековья рога были узнаваемым атрибутом пророка.
Справапророк Илия. В момент Преображения кроме Христа и учеников на горе Фавор появились ветхозаветные пророки Моисей и Илия.

Замечательная фотография! Источник: http://www.altersexualite.com/spip.php?article75





Ещё фрагменты вышивки (с)artsandculture:






Рассматривая отливающие золотом ткани на картинах XV-XVI века, зрители задаются вопросом, а не парча ли это? Вышивка или золототканая тесьма? Вышито или выткано? Или же вышитые элементы наложены на ткань с вытканным орнаментом? Эти фотографии позволяют рассмотреть детали, даже фон казулы выполнен в технике or nué (тончайшая шёлковая нить при таком увеличении выглядит как пряжа для вязания).








8
Третий экспонат: Tunicella.
Как и на мантии Марии здесь изображены женские персонажи. Одежда святых дев во многом соответствует куртуазной моде позднего средневековья, что само по себе представляет большой интерес. Накладные ленты-полосы также скрывают часть вышивки. Интересно, а вдруг под этими лентами цвет ниток сохранился гораздо лучше, и вышивка выглядит ярче и ещё роскошнее?




17.03.2020
1.gifИмена святых на плувиалах являются лишь моим предположением, догадкой. Поправки и дополнения принимаются.





12345.gif
Была как-то раз на одной выставке, думала вернусь, рассмотрю ещё. Вернулась, но данные экспонаты уже исчезли из экспозиции. По времени создания они соотносятся с представленными в зале номер 16 Венской сокровищницы, но техника совершенно другая, впрочем, как и сохранность. Эти одеяния датируются ок. 1500 года, они  украшены рельефной вышивкой. Я бы сказала даже, горельефной вышивкой, потому что фигуры выступают над плоскостью фона более чем на половину объёма.
Сохраню хоть такие фотографии. Данные одеяния (dreiteilige Ornat) относятся к собору Святого Стефана (St. Stephan, Mainz).







Tags: тема, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments